Новый глава таможни: Бизнес уверяет, что готов выходить из тени

Виталий Науменко занял кресло руководителя таможни две недели назад. Сейчас его кабинет напоминает штаб в условиях чрезвычайного положения: нескончаемый поток звонков, визитов и документов на подпись. Интервью заканчивается ближе к восьми вечера, но таможенник уходить не собирается.

Давая свое первое интервью в качестве руководителя таможенной службы, Науменко заметно смущается включенного диктофона и тщательно подбирает слова.

Новый глава ведомства подчеркивает свою открытость. Он активный пользователь сети Facebook - по его словам, читает все поступающие сообщения и по возможности на них реагирует. Науменко общается с бизнесом не только посредством Facebook. Например, таможенные брокеры, с которыми главный таможенник встречался за пару дней до интервью, говорят, что это первая встреча с главой ведомства за последние 10 лет.

В интервью ЛІГАБізнесІнформ Виталий Науменко рассказал, во что он собирается превратить украинскую таможню.

- Вы работали в таможне, потом ушли в компанию KPMG (руководил группой таможенных процедур и международной торговли, - ред.). Чем в работе главы таможни помогает аудиторский опыт? Какие технологии из этого опыта вы применяете?

- Работая в KPMG, я непосредственно столкнулся с проблемами крупного бизнеса на таможне. Мы проводили таможенную диагностику - это своего рода таможенный аудит, который проводится коммерческой структурой. Занимались делами, связанными с оспариванием незаконных, на наш взгляд, решений таможенных органов.

Это позволило мне изучить изнутри проблемы бизнеса и увидеть работу таможни его глазами. Вероятно, с этим и связано то, что крупный бизнес предложил мою кандидатуру на эту должность (кандидатура Науменко была предложена Европейской Бизнес Ассоциацией и Американской Торговой палатой в Украине, - ред.).

- Почему в 2010 году вы уволились из таможни? Говорят, на вас завели тогда уголовное дело. Это так?

- Да ну что вы, Боже упаси. Это не соответствует действительности. В январе 2010 года, катаясь на лыжах, я сломал ногу и перенес две тяжелые операции. Фактически несколько месяцев был прикован к постели и не мог нормально передвигаться, восстановился только через 10 месяцев. Уволили меня, пока я был на больничном и восстанавливался после второй операции.

- Вас связывали с Валерием Хорошковским. Какие у вас отношения?

- Я начал работать в таможне в 1995 году, в центральном аппарате Таможенной службы - с 2000-го года. Как вы понимаете, за это время я работал со всеми ее руководителями. Поэтому, при желании, меня можно называть человеком любого из них. Я думаю, что распространение информации о каких-то несуществующих связях, скорее всего, обусловлено положительными изменениями, которые сегодня проводятся на таможне.

- То есть, совместного бизнеса с Хорошковским у вас нет?

- У меня в принципе никогда не было бизнеса.

- Что изменилось за те несколько лет, которые вы в таможне не работали?

- После назначения на должность я увидел совершенно другую таможню. Фактически служба превратилась в обычный департамент при Министерстве доходов и сборов Украины. Ведь сейчас у нее нет ключевых подразделений, которые бы позволяли во многом делать анализ, прогнозирование и, как следствие, принимать эффективные управленческие решения.

Сейчас у Службы нет пост-аудит контроля, отдела по борьбе с контрабандой, юридического, аналитического и статистического подразделений. Как вы сами понимаете, без этих инструментов невозможно оперативно провести действенный анализ работы системы. Взамен была построена сложная бюрократическая система. И моя задача - полностью изменить принципы работы и создать Гостаможслужбу, которая превратилась бы в эффективный орган государственной власти.

- Импортеры говорят: власти меняются, а схемы (откаты, взятки, занижение пошлин и т.д.) на таможне остаются прежними. Какие из них самые распространенные?

- В основном, это недостоверность декларирования товара (когда товар оформляется в документах под видом другого, - ред.). Эта схема получила широкое развитие в последнее время.

Часто применяются и нерациональные маршруты перемещения товара, при которых товар попадает на так называемые «свои» таможенные пункты. Характерный пример - оформление нефтепродуктов. Все знали, что существует нелогичный маршрут перевозки. Когда товар приходит по морю, хранится несколько дней на суше, перегружается на железную дорогу и уходит снова морем.

Также есть сложности с определением таможенной стоимости товаров. Фактически, в Министерстве была создана таблица, по которой ориентировались во время таможенного оформления товаров. В таких таблицах было установлено две категории цен - нижний и верхний предел. Верхние цены, по словам бизнеса, были существенно завышены. Если компания не соглашалась оформляться по «верхнему» пределу, ей предлагалось заплатить по «нижнему», но с учетом коррупционной составляющей.

Такая практика - это абсолютное искажение требований Таможенного кодекса. Поэтому я категорически против таблиц. Как вы сами понимаете, это порочная практика, приводящая к коррупции, и с ней необходимо бороться.

- И как вы собираетесь с этим бороться?

- Прежде всего, нам необходимо понимать реальную стоимость товаров. Для этого мы начали сотрудничество с профильными ассоциациями и вместе с ними, основываясь на их информации будем анализироовать реальные ценовые показатели. Это и будет своеобразный индикатор контроля, учитывающий колебания рынка, который позволит предпринимателям работать в равных условиях.

И что немаловажно - реальная цена стимулирует вывод товара из тени, а это живые деньги в бюджет государства. Бизнес уверяет, что он готов выходить из тени и декларировать объемы товаров прозрачно, чтобы избавиться от коррупционной составляющей.

- По какому принципу будут проводиться назначения руководителей?

- Назначения новых руководителей уже проводятся. Сразу скажу, что в сегодняшней ситуации я не могу пригласить студента-отличника на должность начальника таможни. В первую очередь меня интересуют профессиональные качества человека. Поэтому, это могут быть и «старые» сотрудники. Но, есть очень жесткое требование времени - работа по закону - и поверьте, тот, кто не услышит это требование, кто не обеспечит ликвидацию теневых схем, тот будет уволен. Следующий шаг - привлечение молодых специалистов, ведь именно они будут строить новую Украину.

- Эксперты говорят, что основным сдерживающим фактором для развития транзитного потенциала страны является коррупция при оформлении грузов. Если в ЕС и Белоруссии оформление контейнера на границе занимает 15-20 минут, то в Украине - трое суток. Вы согласны?

- Не думаю, что проблема ограниченного транзита через Украину лежит только в области проволочек с таможенным оформлением. Сегодня оформление большинства грузов на таможне занимает до 4 часов. Это требование Таможенного кодекса Украины.

Но законодательство предусматривает возможность увеличения этих сроков в случае необходимости проведения досмотра, подтверждения кода таможенной стоимости и т.д. Эти исключения могут быть использованы для усложнения процедуры контроля для отдельного круга предприятий и для получения неправомерной выгоды.

Таможенная служба всячески поддерживает упрощение процедуры оформления товаров, в том числе и за счет сокращения количества разрешительных документов. Мы с бизнесом в одной лодке

- За счет чего вы планируете сократить время проведения досмотра?

- Я сторонник использования эффективной системы учета и анализа рисков. Глобальная задача: обеспечить инспектора всей необходимой информацией о товаре уже к моменту его поступления на таможню. Мы говорим о выборочной системе контроля, но уже с применением целевого досмотра по итогам обработки данных о поставке, поэтому мы будем анализировать случаи задержки в таможенном оформлении.

- В рамках ассоциации с ЕС предполагается постепенное открытие границ для европейских товаров. Как это отразится на поступлениях в бюджет?

- Речь в этом документе идет в большей степени об экспорте из Украины. Евросоюз принял решение о временном снижении ставок пошлин для украинских товаров, что открывает новые рынки сбыта для украинских компаний. С точки зрения бюджета - это дополнительные поступление валютной выручки и серьезный толчок для развития отечественного производителя.

Если говорить о таможне, то у нас появится дополнительная нагрузка, поскольку именно таможенные органы будут выдавать сертификаты происхождения EUR-1. Этот документ будет необходим експортеру для подтверждения украинского происхождения товара.

- Придется расширять штат?

- Моя первостепенная задача состоит в эффективном использовании уже имеющихся сотрудников таможенных органов.

- На днях нардеп Оксана Продан сообщила, что активисты, выступающие за отмену акцизного сбора и утилизационного сбора на автомобили, заблокировали таможни в Ивано-Франковске, Черновцах, Тернополе, Коломые, Львове, Житомире, Бердичеве и других городах. Почему митингующие недовольны работой таможни?

- Действительно, было блокирование нескольких таможен, но это никак не связано с оценкой работы этих таможен. Общественность поднимает вопросы отмены сертификации, утилизационного и акцизного сбора. Я поддерживаю сокращение разрешительных документов, которые требуются к таможенному оформлению, но таможни действуют в рамках законодательства и должны выполнять его нормы. И если закон предусматривает уплату этих сборов, мы будет контролировать, чтобы бизнес их платил. И сколько бы не пикетировались наши здания, самостоятельно отменить эти сборы таможня не может. Это компетенция Верховной рады Украины. Если соответствующие изменения будут приняты, мы будем исполнять законы.

Повторю, что Таможенная служба всячески поддерживает инициативу упростить процедуру оформления товаров, в том числе и за счет сокращения количества разрешительных документов. Так что, в данном вопросе мы с бизнесом в одной лодке.

- Как сегодня происходит пропуск товаров на украино-российской границе? Есть препятствия?

- Действительно, несколько дней назад был заблокирован въезд товаров в сторону РФ. Мои коллеги встречались с представителями Федеральной таможенной службы РФ в Украине, я провел телефонный разговор с руководителем Службы Андреем Бельяниновым, после чего блокировка была приостановлена. В настоящий момент с прохождением грузов на украино-российской границе проблем нет.

- Сколько времени вы отводите на реализацию всех тех мер по дерегуляции и искоренению коррупции? Когда можно будет говорить о полноценной работе таможни в новых условиях?

- Вы должны понимать, что мгновенно сломать систему, которая существовала более десятка лет, невозможно. К сожалению, за короткий период невозможно полностью искоренить нелегальный ввоз товаров, но мы уже видим позитивные изменения. Моя первоочередная задача - показать бизнесу, что государство не заинтересовано в том состоянии дел, которое есть на таможне сейчас. Мы работаем над тем, чтобы использование любых незаконных схем было невозможно. И в этом мы будем опираться на поддержку бизнеса. Однако, я уже сегодня слышу положительные отзывы от предпринимателей, и это придает нам силы.

- В какую сумму вы оцениваете объемы нелегального оборота товаров в Украине?

- Давайте оперировать цифрами, описывающими товарооборот, выведенный в легальный сегмент. Работы перед таможенными органами много. И мы ее выполним.

Денис Кацило

31.03.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua