Новая заграница

Введение дополнительных российских войск в Крым уже изменило деловой ландшафт в стране и на полуострове. Под угрозой отбора - украинские государственные активы в Крыму и некоторые активы частных компаний. У отдельных промышленных холдингов часть бизнеса оказалась «за границей». Крымские предприниматели средней руки готовятся к падению деловой активности в регионе: деньги любят тишину, а не свист пуль. Похоже, большой передел еще впереди, хотя у российских политиков еще есть возможность отыграть все назад и действительно позаботиться об интересах русских в Крыму, направив капитал, а не военных, и превратить полуостров в развивающийся регион, а не в экономический пустырь.

«Ренационализация» госсобственности в Крыму

Не успели крымчане еще собраться на назначенный на 16 марта референдум относительно особого статуса полуострова, как новое самопровозглашенное правительство республики уже вовсю решает, как делить активы на территории, которую массово оградили вновь прибывшие «неопознанные» военные. Пока «отжатию» подлежат предприятия и компании, принадлежащие государству Украина. Как заявил первый вице-премьер-министр самопровозглашенного Кабмина АРК Рустам Темиргалиев, в ближайшее время такие госкомпании Украины, как «Черноморнефтегаз» и подразделения «Укрзалізниці», а также некоторые государственные курорты планируется перевести в собственность республики Крым.

Например, как заявило новое руководство региона, «национализация» коснется детского лагеря «Артек», который находится на балансе Государственного управления делами Украины. Можно предположить, что похожая судьба уготована еще трем санаторным комплексам ДУСи, расположенным в Крыму. Аппетит приходит во время еды: государственный концерн «Массандра», включающий восемь винодельческих предприятий, который украинские чиновники раньше отказывались выставлять на приватизацию и даже запрещали эту приватизацию, также рискует уйти из подчинения Киеву.

Заинтересованность в «Черноморнефтегазе» у энергетически дефицитного Крыма очевидна. Компания стала третьим крупнейшим добытчиком природного газа в Украине в 2013 г., добыв рекордные 1,65 млрд. кубометров, что составило около 8% от всей добычи в стране. В 2014-м «Черноморнефтегаз» за счет развития новых месторождений планировал полностью обеспечить потребности полуострова в газе, то есть около 1,85 млрд. кубометров, к 2015-му - удвоить добычу до 3 млрд., а избыток поставлять в южные области Украины. После последних военных событий в Крыму излишки газа вряд ли будут считаться дополнительной внутриукраинской добычей, а всей выгодой от такого прироста добычи на шельфе и на суше смогут воспользоваться те, кто с недавних пор контролирует полуостров и компанию. По словам спикера Верховного Совета Крыма Владимира Константинова, добычу углеводородов в Крыму нужно отдать России, в частности, «Газпрому».

Часть из 20 судов «Черноморнефтегаза» оказались заблокированными в Севастополе, как и корабли Военно-Морских сил Украины. Теоретически представители Украины будут иметь возможность арестовывать и отсуживать оставшуюся часть судов в портах, когда она представится, однако это не перекроет потерь крупнейших месторождений газа и нефти «Черноморнефтегаза».

Правда, со своей стороны, не имея возможности сильно повлиять на ход событий, украинские чиновники довольно осторожно комментировали вероятную потерю энергетического объекта. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что заявления о такой национализации незаконны, «как и все, что происходит в Крыму». По его словам, с объектов «Черноморнефтегаза» природный газ стабильно поступает в газотранспортную систему Украины. Однако вряд ли это будет продолжаться долго, если Крым станет отдельным государственным формированием. В зависимости от исхода крымских событий эти поставки природного газа в дальнейшем могут оформляться, как импорт в Украину.

В зоне риска оказались также солнечные электростанции. С точки зрения электроэнергии, дефицит Крыма более острый - полуостров потребляет 5,5 млрд. кВт∙ч в год при производстве на уровне 1,1 млрд. кВт∙ч. Треть производимой энергии в Крыму - солнечная. Если солнечные электростанции действительно будут национализированы, то больше всех пострадает бизнес братьев Клюевых - компании Active Solar, которая только в 2013 г. ввела в строй новую СЭС «Николаевку» мощностью около 70 МВт, обеспечивающую почти 7% выпускаемой в Крыму электроэнергии.

Частные компании - пока без перебоев

Новое руководство республики сразу заявило, что частные компании не будут подвергаться национализации. Рустам Темиргалиев, в частности, подчеркнул, что украинские частные компании, легально работающие на территории Крыма, будут работать по-прежнему, а украинские банки после вхождения Крыма в состав РФ «смогут зарегистрироваться в качестве иностранных банков». И как бы в поддержку достоверности этих слов уже 12 марта Совет министров АРК своим постановлением ввел лимит на выдачу денег в банкоматах и запрет на снятие депозитов, а также решил составить план национализации банковских отделений банков-резидентов.

Гарантировать, что слово не разойдется с делом и для небанковского бизнеса на полуострове, то есть что заводы и пароходы частных компаний не попросят передать в коллективную собственность общины, не может никто. Особенно когда местным чиновникам придется латать бюджет без субсидий из Киева, который был дотационный и ранее - в бюджет-2013 закладывались доходы 5 млрд. грн., а расходы - 5,6 млрд. После высадки военных в Крыму и ожидаемого падения деловой активности разрыв между доходами и расходами АРК может только усугубиться.

Пока что частные компании только браво рапортуют о том, что каких-либо проблем или помех для функционирования их подразделений, особенно крымских, нет. Правда, компания «Укртелеком» Рината Ахметова в своем заявлении отметила, что с 28 февраля были «ограничения в работе оператора в отдельных населенных пунктах АР Крым, связанные с силовым захватом и повреждением нескольких узлов связи», однако на всем полуострове связь не прерывалась и сейчас перебоев в работе оператора нет.

Другие активы Рината Ахметова - порт «Авлита», ремонтное предприятие «Морской индустриальный комплекс» (входят в холдинг «Портинвест») и энергоснабжающая компания «Крымэнерго» (входит в ДТЭК) также заявили, что выполняют свои обязательства по контрактам в полной мере.

Похожие заявления сделали украинские аграрии. В том числе крупнейший производитель курятины «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка, у которого в Крыму находятся четыре предприятия - птице- и свиноводческая фермы, а также мясоперерабатывающий завод. Производитель подсолнечного масла компания «Кернел» Андрея Веревского отметила, что на территории Крыма оказались незначительные запасы продукции, однако перемещаются они без ограничений. Какого-либо значительного влияния на бизнес крупные промышленные и аграрные холдинги пока не отмечают.

Хуже всего может быть туризму. Нынешняя концентрация автоматов и боевой техники на квадратный километр полуострова будет только отпугивать туристов, и к гадалке не ходи. 6 млн. туристов, которые раньше приезжали в Крым, тратили более 40 млрд. грн. в год, позволяя всей индустрии - а это 800 туристических фирм, 260 гостиниц и отелей, 85 санаториев - заработать около 1,5 млрд. грн. в год. Что будет в 2014 г., понятно: туристов меньше, услуги - дешевле, стало быть, и прибыль хуже, если будет вообще. Стоит ли говорить, что это означает для крымчан, которые за туристический сезон зарабатывали деньги на весь год.

Помимо предприятий и компаний, находящихся в центре внимания и обсуждения, интерес для потенциальных захватчиков могут представлять судостроительные предприятия - державные мужи в Кремле всегда питали слабость к производству боевых кораблей или гражданских судов двойного назначения. Начнется ли в Крыму полномасштабный передел собственности, зависит от того, насколько безнаказанными почувствуют себя «пришельцы» на полуострове и какие геополитические расклады сложатся в мире вокруг событий в Украине.

Чисто гипотетически, при самом негативном сценарии промышленные предприятия, принадлежащие не самым лояльным к России бизнесменам, могут повторить судьбу «Массандры» и «Артека». Так, в Керчи расположен судостроительный завод «Залив» Константина Жеваго, специализирующийся на выпуске судов для нефтегазового сектора. В Феодосии находится государственная судостроительная компания «Море», производитель скоростных судов. В самом Севастополе есть судостроительный завод, принадлежащий Петру Порошенко. Предприятие в начале марта посетила делегация из России, представители которой утверждали, что заинтересованы в возрождении предприятия. В каком виде этот интерес будет проявлен и реализован - в виде силового захвата или полюбовной сделки, станет понятнее в ближайшие недели. Одно можно сказать точно: сотрудничество с данными заводами, которые работают в условиях сложной конкуренции, длительного срока изготовления продукции и большой потребности в банковском кредитовании, а также размещение на них заказов принесло бы больше пользы российской стороне, особенно с учетом негативного международного выхлопа от конфискации частной собственности.

Уже через несколько недель после увеличения военного контингента на полуострове, насильственной смены власти встал вопрос перераспределения собственности. Пока в основном это касается только собственности государства Украина, однако если российским структурам удастся закрепиться на полуострове, дальнейшее перераспределение частной собственности может быть только вопросом времени. Экономике полуострова в отделенном от Украины состоянии придется переживать сложный переходной экономический период, связанный с падением деловой и туристической активности, с возможным разрушением прежних бизнес-связей.

Напротив, если бы Россия вместо дополнительных воинских подразделений и полувоенного режима ввела капитал для развития сильных и/или перспективных отраслей, нейтрализовав при этом геополитический конфликт, интересы русской и всех остальных общин Крыма оказались бы действительно защищены, причем наилучшим образом. Но они (интересы обычных русскоязычных крымчан), видимо, далеко не главный фактор в нынешнем конфликтном раскладе.

Роман Ивченко

14 марта 2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua