Этот год участники автомобильного рынка Украины запомнят как худший год по продажам новых автомобилей за последние 12 лет. Такого провала не было даже в кризисном 2009-м: тогда дилеры продали 162 000 легковых авто. По нашим оценкам, за 12 месяцев 2014 года в Украине будет реализовано немногим более 90 000 новых легковых авто, что означает падение в 2,2 раза по отношению к 2013 году (201 000 легковых авто). Последний раз планку в 90 000 проданных автомобилей дилеры не преодолели в 2001 году (71 000 проданных машин).
Год нестабильности
В 2014 году главной характеристикой рынка можно назвать нестабильность. По своей сути автомобильный рынок жестко привязан к курсу гривни, поэтому все курсовые колебания непосредственно сказываются на результатах продаж.
Собственно, фактор резких колебаний курса гривни и привел к пиковым продажам в январе-феврале, апреле, августе и декабре. К сожалению, благосостояние потребителей ухудшалось от месяца к месяцу в течение 2014 года и автомобили постепенно становились предметом роскоши, а не средством передвижения. Поэтому к концу 2014-го даже резкие курсовые колебания оказывали незначительное влияние на объемы продаж - у людей просто закончились деньги и автомобили для большинства украинских граждан стали недоступны. И если в феврале 2014 года было зарегистрировано более 14 000 авто, то в осенние месяцы рынок застыл возле отметки 5,5-6,5 тыс. авто в месяц. Это и есть оценка рынком реальной покупательной способности населения на фоне падения ВВП на -7% и росте курса до 16 грн./доллар. Дальнейшее падение роста гривни будет приводить к очередному сокращению продаж.
Валютный фактор
Здесь важно отметить, что в гривневом выражении рынок в 2014 году сократится не так значительно, около -20-25% по отношению к 2013 году, что лишь подтверждает тезис о том, что главной причиной падения авторынка является девальвация гривни.
Оставшиеся -10% рынок недополучил из-за фактического сворачивания кредитного финансирования банками и еще -10-15% вследствие территориальных «потерь» Украины: фактической аннексии Крыма Россией, а также выхода из-под управления Украины крупнейших рынков - Донецкой и Луганской областей, перешедших под контроль ДНР и ЛНР.
Сдержанный оптимизм
В текущей ситуации прогнозы на 2015 год строить крайне тяжело. Базовым документом, к которому можно будет «привязаться», станет Госбюджет на 2015 год, в котором будут зафиксированы основные макроэкономические параметры.
Если исходить из курса 15,7-17 грн. за доллар и падения ВВП на 4% в 2015 году, нам нужно готовиться к дальнейшему сокращению рынка в 2015-м до уровня около 80 000 легковых авто. Дальнейшее падение курса гривни при фактическом отсутствии реформ может привести к катастрофическому сценарию для рынка и его обвалу до 60 000-70 000 авто.
В то же время обеспечение стабильности украинской валюты, начало реального реформирования экономики и возвращение под юрисдикцию Украины Донецкой и Луганской областей может уже во 2-м полугодии 2015 года обеспечить незначительный рост рынка и вывести его на объем около 100 000 авто по году.
Артем Ткаченко - глава правления «ВиДи АвтоСити»
24.12.2014 г.