Неожиданный поворот: из-за соглашения с РФ подешевеют иномарки

Отмена Украиной пошлин на импорт автомобилей с объемом двигателя 1-2,2 л - одно из условий предоставления Россией кредита в $15 млрд. В согласованном странами плане действий по урегулированию торговых ограничений это требование стоит первым. Россия взамен пообещала снять ограничения на украинские трубы, карамель, металлопрокат и другие товары.

Именно после введения спецпошлин российский АвтоВАЗ начал терять позиции на украинском рынке. Сейчас в месяц продается всего около 300 автомобилей этого бренда в Украине (данные за ноябрь 2013 год), хотя еще год назад продажи были вчетверо выше. Зато выросли, хотя и незначительно, продажи отечественных компаний. Например, ЗАЗ - крупнейший производитель автомобилей бюджетного сегмента - увеличил их на 3%, до 1464 автомобилей (данные за ноябрь 2013 года).

Отменить пошлину только для российских автомобилей Украина не может - страны ВТО расценят это как дискриминационные действия, считает вице-президент ВиДи Груп (автодиллер Toyota, Nissan, Honda, Mazda и другие) Артем Ткаченко. С 1 января Россия также отменяет ограничения для стран ВТО и если Украина поступит также, восстанавливается баланс.

В этом случае усилится конкуренция, а значит автомобили подешевеют. «Импортеры освобождаются от серьезной финансовой нагрузки. То есть те 6% и 12% спецпошлины, которые они вынуждены сегодня платить за автомобили с объемом двигателя от 1,2 до 2 л взиматься не будут, а значит цены на такие авто снизятся», - прогнозирует Ткаченко.

Импортеры смогут вывести на рынок бюджетные модели, которые до сих пор из-за пошлин поставлять было невыгодно. Например, Nissan Almera, седан Citroen С4, Peugeot 408, Lada Kalina и новая Lada Priora, которые будут конкурировать с ЗАЗ Sens, Vida, Forza и Lanos, занимающими сегодня лидирующие позиции по продажам в Украине.

По словам президента корпорации Богдан Олега Свинарчука, либерализация таможенных отношений с РФ, вероятно , будет способствовать росту экспорта украинского машиностроения, однако правительство должно продолжить политику защиты внутреннего производителя и отказаться от отмены спецпошлины. «Украина должна развивать внутреннее производство. Только таким образом мы сможем обеспечить устойчивое развитие экономики и улучшение жизни граждан», - подчеркнул руководитель компании. При этом, в случае активизации украинского автоэкспорта на рынок России, поставки продукции Богдан могут увеличиться в десятки раз.

В подписанных документах сроки отмены пошлины не определены. Но при желании ограничения можно снять довольно быстро. «Проводить спецрасследование в этом случае не нужно, - объясняет гендиректор ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. - Достаточно собрать межведомственную комиссию и принять решение о снятии ограничений».

Сейчас для этого удобный момент - 28-29 декабря истекает срок рассмотрения жалобы Японии и России, которые утверждают, что Украина неправомерно ввела пошлины. «Если Украина не решит этот конфликт к 29 декабря страны могут передать жалобу в комитет по регулированию споров ВТО, а тот в свою очередь наложить на страну санкции. В таком случае, пострадают металлурги, химики и аграрии», - говорит Назаренко.

По словам министра экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолова, Украина либерализирует защитные спецпошлины на импортные автомобили в начале 2014 года. Есть три варианта снижения защитных пошлин и они будут обсуждаться с украинскими производителями.

Благодаря отмене пошлин рынок также избежит падения продаж в 10-15%, которое прогнозируется на следующий год. «Мы прогнозировали в 2014 году объем рынка на уровне 180-190 тыс. Отмена пошлины прибавит 5-7%», - говорит Олег Назаренко. Экономических предпосылок для роста потребления сейчас нет, объясняет Ткаченко. «В этом году ожидается падение ВВП на уровне до 1%, падение промпроизводства на более чем 5%, поэтому потребительский спрос будет снижаться. А отмена пошлин и снижение цен окажет лишь ситуативную поддержку рынку», - прогнозирует он.

Корпорация Богдан пока не пересматривала предварительный план производства и продаж на следующий год, поскольку о конкретных изменениях в отношениях с партнерами пока неизвестно.

Денис Кацило

19.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua