Нефтяникам предложили поделиться

Общественные организации Приморья предлагают повысить тариф на прокачку нефти по трубе ВСТО, а дополнительный доход направить на развитие Дальнего Востока. Цена вопроса - 13 млрд. руб. в год. Авторы проекта объясняют свою идею тем, что при поставках по ВСТО нефтяники получают значительный дополнительный доход.

Жители Приморского края предлагают повысить тариф на прокачку нефти по трубе «Восточная Сибирь - Тихий океан». Община коренных малочисленных народов Приморья «Хисяза» («Медведь») и еще три организации направили премьер-министру Дмитрию Медведеву и полпреду президента в Дальневосточном округе Юрию Трутневу обращение, в котором просят увеличить тариф на $10 за тонну. Обращение подписала общественная организация инвалидов-спинальников «Ковчег».

В письме отмечается, что в 2014 году нефтяные компании получат от экспорта через ВСТО $2,2 млрд. дополнительных доходов. Рынки Азии являются премиальными, как пишут приморцы, допдоход с каждой тонны, по сравнению с европейским экспортом, оставляет $35.

По подсчетам авторов обращения, увеличение тарифа принесет госбюджету около 13 млрд. руб. в год, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы Дальнего Востока.

Тариф на прокачку по ВСТО, который устанавливает нефтепроводная монополия «Транснефть», не зависит от километража и в 2014 году составляет 2,081 тыс. руб. за тонну ($59). Таким образом, приморцы предлагают повысить тариф примерно на 17%. Как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин, в настоящее время по ВСТО поставляется 37 млн. тонн в год. Причем, по словам Демина, допдоходы нефтяных компаний от восточного экспорта составляют не $35, а $45 на тонну.

Если решение об увеличении стоимости транспортировки будет принято, нефтяникам придется платить на $370 млн. больше - те самые 13 млрд. руб. Демин отметил, что к 2020 году общие поставки по ВСТО должны достигнуть 80 млн. тонн, через Козьмино будет идти 50 млн. тонн, то есть с этого момента повышение тарифа будет обходиться нефтяным компаниям уже в 28,48 млрд. руб. в год.

Основными поставщиками по нефтепроводу ВСТО являются «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Официальный представитель госкомпании Михаил Леонтьев говорит, что позицию жителей Приморья, выраженную несколькими маленькими общественными организациями, понять можно.

«Странно другое - что эта позиция полностью совпадает с позицией компании «Транснефть», - заявил Леонтьев «Газете.Ru». - Не совсем ясно, почему «Транснефть» не может сама довести свою позицию, зачем для этого общественные организации».

«Транснефть», в свою очередь, отмечает, что в компанию обращение из Приморья не поступало и сама «Транснефть» от увеличения тарифа никаких выгод не получит, так как речь идет о передаче вырученных денег в бюджет. При этом, по словам Игоря Демина, ранее «Транснефть» сама выступала с инициативой повышения тарифов.

«Осенью прошлого года, когда правительство решило заморозить тарифы естественных монополий, мы внесли предложение разделить допдоход нефтяников (тогда он составлял $30 с тонны), - рассказывает пресс-секретарь нефтепроводной компании. - Мы предлагали треть от этих доходов оставить нефтяным компаниям, треть направить в бюджет, а треть передать «Транснефти», так как из-за заморозки тарифов страдает наша инвестпрограмма, в которую заложено в том числе и расширение ВСТО до требуемых 80 млн. тонн в год».

По словам Демина, на сегодняшний день «Транснефти» не хватает 172 млрд. руб. (около $4,87 млрд.). Рассматривалась возможность привлечь средства из Фонда национального благосостояния, однако это означало бы резкий рост долгов и соответственное падение инвестпрограммы.

«При заимствовании у ФНБ «Транснефти» пришлось бы расплачиваться до 2040 года», - говорит Демин.

Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов оценивает возможное повышение тарифов как негатив для нефтяников, и в первую очередь - для «Роснефти». «Говоря о допдоходах от восточного экспорта, не стоит забывать, что у нефтяного сектора самая высокая нагрузка, которую необходимо оптимизировать, - поясняет эксперт. - В связи с этим дополнительные затраты для компаний будут сугубым негативом».

«Роснефть» вышла на азиатские рынки (в первую очередь - китайский), добилась выгодных условий, а теперь ей безо всяких на то причин предлагают отдать часть своего заработка», отмечает эксперт.

По мнению Агибалова, развитием экономики и в частности социальной сферы Дальнего Востока местные власти должны заниматься самостоятельно. Например, активно способствовать развитию нефтегазохимии, привлекая в этот сектор инвестиции от тех же нефтяных компаний.

Алексей Топалов

17.02.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua