Нефтегавань Одессы сдадут без политики

Администрация морских портов Украины 11 октября впервые официально заявила о подготовке к передаче в концессию нефтерайона Одесского морского торгового порта, крупнейшего предприятия страны по перевалке нефти. При его установленной годовой мощности 25 млн. т, по официальным прогнозам, перевалка в этом году составит всего около 3,5-4 млн. т. Формальной причиной чрезвычайно низкой загрузки нефтегавани называется отток украинского транзита на новые российские мощности в ПортКавказе и Тамани, а также уход на рейдовую перевалку в Керченском проливе. Способствует такому бегству невыполнение РФ подписанного в 2011 году украинскороссийского соглашения о свободной торговле государств СНГ и особая схема начисления экспортных пошлин государствами Таможенного союза. Играет роль и корпоративный фактор. Большая часть мощностей Одесской нефтегавани аффилирована с группой «Приват», а трубопроводные поставки российские власти им давно заблокировали изза многолетнего имущественного конфликта между российской «Татнефтью» и принадлежащим группе Кременчугским НПЗ.

На фоне стагнации нефтяного сегмента транзита самой загруженной частью Одесской нефтегавани является комплекс по перевалке сжиженного нефтяного газа (LPG). 11 октября, накануне заявления о готовящейся концессии Одесской нефтегавани, российская пресса поспешила напомнить, что этот газовый комплекс принадлежит компании UkrLloydsystem британского миллиардера Александра Жукова. Он вместе с Коломойским также владеет пакетом акций ведущей в Украине частной нефтегазодобывающей компании JKX Oil&Gas. Правда, ее объем добычи по сравнению с мощностями Одесской нефтегавани выглядит незначительным. В итоге созданный Жуковым в конце 1990-х газовый комплекс специализируется на перевалке LPG, который поступает не в Украину, а официально следует через ее территорию транзитом на рынки ЕС и Турции из РФ, Казахстана и других государств. При мощности более 1 млн. т комплекс в 2012 году перевалил порядка 0,4 млн.

За последний год перевалка LPG через порты Украины выросла на 60% - это резкий контраст по сравнению с падением портовой перевалки нефти (ежегодное снижение 20-35%). Ведь украинскороссийские тарифные перипетии, связанные с Таможенным союзом и ЗСТ СНГ, пока мало касаются LPGбизнеса. Сжиженный нефтяной газ считается нефтехимическим полуфабрикатом, а не сырьем, поэтому экспортная пошлина для него традиционно ниже. В октябре, например, экспортная пошлина РФ на сырую нефть составила $416,4/т, тогда как пошлина на экспорт LNG - всего $121,3/т.

Есть еще один нюанс. Нефтяная портовая перевалка испытывает явные затруднения изза конфликта с «Татнефтью», а у Жукова подобных крупных корпоративных конфликтов нет. С учетом родственных отношений с Романом Абрамовичем, который приходится ему тестем, скорее даже наоборот - во многих коммерческих проектах российские нефтехимические компании ему только рады. И в первую очередь ему рад «Сибур», которому принадлежит упоминавшийся LPGтерминал в российском порту УстьЛуга, где у Жукова работает два терминала по отгрузке химикатов.

Так что с учетом всех этих деталей главным реальным претендентом на концессию нефтерайона Одесского морского торгового порта является Жуков, который, собственно, и контролировал нефтегавань Одессы до середины 2000-х. Правда, такую перспективу может изрядно подкорректировать широко известная судебная тяжба между Коломойским, Жуковым и европейскими акционерами украинской JKX Oil&Gas. В загрузках терминала Одесской нефтегавани продукция этой компании не играет почти никакой заметной роли. Но в случае победы в суде европейские акционеры смогут избавиться от старых партнеров по логистике и обратиться за помощью к более крупным нефте и газотрейдерам. Таким, например, как Glencore, Vitol или российскошвейцарская группа Gunvor. Все они, особенно последняя, слывут обладателями обширного опыта работы с транзитом энергоресурсов через дебри и хитросплетения российского таможенного, тарифного и прочего режимов.

Несмотря на это, среди наиболее вероятных кандидатов на получение концессии нефтегавани Одесского порта европейские корпорациигиганты пока не фигурируют. И, по всей вероятности, причина даже не в чьихто симпатиях в украинской власти к Жукову или Коломойскому. Какникак, а подготовка концессии Одесского и других портов страны ныне происходит под пристальным вниманием самого богатого украинца, который не пылает чувствами к основателям «Привата» и их партнерам. Все дело в том, что решения Киева в сфере развития транзита нефти являются традиционно слабыми. И не в последнюю очередь потому, что государственные и частные компании Украины так и не смогли приобрести крупные активы в нефтедобыче РФ и Казахстана. А если нет своей добычи, нет своего интереса и в транзите. И на таком фоне концессия нефтегавани старым владельцам выглядит вполне объяснимой.

Иван Петров

19.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua