Нефть подешевела на 25%, а бензин на 2,5%. В чем проблема?

Стремительное снижение цен на нефть на 26% - до $82-83 за баррель - одна из самых обсуждаемых тем во всем мире. Для украинских автолюбителей падение нефтяных котировок до четырехлетнего минимума чуть ли не самая радостная новость за последнее время. Все знают, что если цены на нефть летят вниз, значит, в таком же направлении должны двигаться и цены на бензин.

Но в нынешних украинских реалиях эта закономерность может не сработать. И этому есть вполне рациональные объяснения.

Валюты нет

В плане обеспечения нефтью и нефтепродуктами Украина является типичной европейской страной. То есть полностью энергозависимой. Около 85% бензина и дизельного топлива Украина импортирует из Европы, Беларуси и России.

С начала экономического кризиса в Украине цены на бензин на заправках постоянно росли. Основная причина - девальвация гривни: нефтетрейдеры покупают топливо за валюту.

Естественно, резкое падение стоимости нефти создает предпосылки для охлаждения цен на украинских АЗС.

По нашим расчетам, до конца октября розничные цены имеют потенциал снижения на 60-80 копеек за литр. В частности, цены на наиболее популярную марку бензина А-95 должны опуститься до 15,70 грн./л (средняя цена на 16 октября - 16,52 грн./л), на дизтопливо - до 15,30 грн./л (16,16 грн./л).

Но такой приятный для автомобилистов сценарий сегодня находится под большим вопросом. И дело не в нежелании импортеров топлива или владельцев АЗС расставаться со сверхприбылями. Основная причина снова в долларе. Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины утверждают, что трейдеры столкнулись с острой нехваткой валюты, которую не могут приобрести из-за административных ограничений Национального банка.

Только члены ассоциации (а это крупнейшие игроки рынка - WOG, ОККО, БНК-Украина, КЛО, Орлен Летува, Параллель и т.д.) сформировали и разместили на специальном счету Нацбанка гривневую массу под приобретение около $200 млн. Это эквивалентно покупке около 200 000 тонн бензина и дизельного топлива, что составляет около 30% от месячного потребления страны. Иными словами, одна декада месяца уже без обеспечения топливом.

У трейдеров есть альтернатива. Коммерческие банки готовы продать валюту, но не по курсу НБУ (12,95 грн. за доллар). Они предложат два варианта: либо дополнительный договор комиссии, который добавит каждому купленному доллару 1 гривню, либо договор кредитования, который добавит столько же и доведет курс доллара до чернорыночного.

Но здесь есть два важных нюанса. Во-первых, валюты в таком объеме у коммерческих баков нет. Во-вторых, такое подорожание доллара во многом нивелирует удешевление закупочной стоимости нефтепродуктов.

Как в таких условиях снизить цены? Ситуация выглядит таким образом: топливо подешевело, оно есть, но взять его украинские импортеры не могут: нет валюты. Поскольку завезти бензин и дизтопливо не получается, резко вырастает спрос на запасы, которые есть на внутреннем рынке, что в свою очередь приводит к прекращению падения оптовых цен на фоне дефицита предложения.

Еще одна проблема кроется в том, что уже имеющий место массовый срыв оплаты по внешнеэкономическим контрактам может заставить зарубежных производителей топлива переориентировать объемы топлива на другие направления. В частности, ясность необходима крупнейшим поставщикам топлива в Украину - белорусским НПЗ, которые уже верстают планы по реализации продукции до конца года.

Реальный выход из ситуации может предложить лишь НБУ, которому в срочном порядке необходимо расставить приоритеты и, возможно, вернуться к понятию критического импорта. Нефтепродукты, безусловно, относятся именно к этой категории товаров. С другой стороны, можно этого не делать. Когда АЗС завяжут шланги, валюта быстро найдется.

Сергей Куюн - директор консалтинговой группы А-95

17.10.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua