Кризис быстро довел российский автомобильный рынок до спада, поставив перед дилерами задачу сохранения бизнеса
Обвалом назвали снижение в январе 2009 года на 33% по сравнению с январем 2008−го объемов российских продаж легковых автомобилей. Снижение продаж наблюдалось и в два последних месяца прошлого года, однако это не смогло испортить в целом позитивные итоги.
Ретроспективный взгляд на шестилетку роста российского авторынка демонстрирует явную тенденцию к стабилизации, которая особенно заметна на столичных рынках, в том числе и на петербургском. Однако кризис и целый ряд действий российских властей (девальвация рубля, повышение таможенных пошлин) усугубили ситуацию на авторынке и превратили стабильный рост в резкий спад, масштабы которого пока трудно прогнозировать. Большинство специалистов сходятся во мнении, что более или менее ясной ситуация станет только к лету. Однако до лета дилерскому бизнесу еще надо дожить.
Лебединая песня
Прошлый год в целом для большинства участников российского авторынка закончился достаточно удачно. По данным ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг» («АСМ-Холдинг»), суммарные продажи легковых автомобилей в РФ в 2008 году увеличились по сравнению с 2007−м на 19,2% - до 3,274 млн. единиц. Реализовано 656,6 тыс. автомобилей отечественных марок (+20,1%), 583,6 тыс. легковых иномарок российской сборки (+17,8%), 1,497 млн. импортированных новых автомобилей (+45,7%).
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), общий рост продаж новых иномарок по итогам прошлого года - 26%, тогда как в 2007−м прирост рынка составлял 61%. Лидеры российского рейтинга продаж вот уже который год сохраняют свои позиции. В 2008 году первое место вновь заняла американская марка Chevrolet - 235 тыс. 466 автомобилей (рост на 24%). Корейская марка Hyundai - на втором месте с результатом 192 тыс. 719 (рост на 30%), на третьем - японская Toyota - 189 тыс. 966 (рост на 31%). Намного быстрее рынка выросли продажи таких автопроизводителей, как Honda (+131%), Fiat (+118%), Peugeot (+93%), Skoda (+84%).
По данным директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, по числу проданных машин и объему средств, затраченных на их покупку, Россия в 2008 году уступила в Европе лишь Германии. Выход России на лидирующие позиции на европейском рынке в прошлом году так и не состоялся, а партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут уверен, что 2008−й стал последним годом роста российского авторынка в обозримом будущем.
Шестилетка количества
На петербургском рынке в прошлом году произошло знаковое событие - продажи автомобилей зарубежного бренда Ford превысили объемы продаж отечественных автомобилей Lada. Характерно, что всего шесть лет назад суммарные петербургские продажи иномарок впервые превысили число проданных автомобилей Lada. Два последних года объемы продаж автомобилей отечественных марок в Петербурге падают.
Естественно, что столь динамичный - в три с половиной раза за шесть лет - рост петербургского авторынка не мог продолжаться вечно. Хотя в прошлом году динамика осталась положительной, темпы роста существенно снизились и отстают от российского рынка в целом. В последние два года основными драйверами роста российского рынка были не столичные, а региональные рынки.
Петербургский сценарий вполне мог бы повториться и для всего российского рынка. Построенные на европейских моделях развития автомобилизации прогнозы аналитиков, обещавших рост рынка вплоть до 2015 года, вряд ли оправдались бы даже без учета влияния разразившегося мирового финансового кризиса.
Поскользнулся - упал
В конце 2008 года на российском авторынке обозначился спад. По данным «Левада-центра», еще летом около 13% опрошенных граждан России планировали покупку автомобиля, однако под влиянием кризиса уже в конце ноября 70% из них отказались от своих планов.
Финансовый кризис сократил не только доходы граждан, но и объемы потребительского кредитования. Если летом 2008 года в кредит продавалось 30−40% автомобилей (в зависимости от марки), то с ноября - только 10−20%. «Часть клиентов, пользовавшихся кредитными схемами приобретения автомобилей, мы потеряли сразу. Банки перестали предоставлять кредиты без первоначального взноса, что и обусловило отток части клиентов. Параллельно произошло увеличение ставок по кредиту, что также негативно сказалось на покупательной способности», - сообщает руководитель отдела продаж автоцентра «Атлант-М Балтика» Мария Николаева.
По данным АЕБ, в ноябре в России был зафиксирован спад продаж на 15%. В декабре темпы падения слегка замедлились - до 10%. В улучшении декабрьской статистики существенную роль сыграли предновогодние скидки у дилеров и новости о январском росте цен из-за повышения таможенных пошлин. Те, кто запланировал покупку автомобиля на январь или начало весны, ринулись в автосалоны, чтобы успеть приобрести машину по старым ценам.
Но в декабре 2008 года машины продавались с куда большим «дисконтом», чем годом ранее: у многих дилеров затоварились склады, а план продаж надо было выполнять. Автомобили массовых брендов стоили в среднем на 100−150 тыс. рублей дешевле, чем раньше, а скидки на автомобили премиальных марок были еще больше.
Очнулся - гипс
Цены на автомобили выросли не только из-за повышения таможенных пошлин, но и из-за девальвации рубля. На начало года рост цен составил в среднем рекордные 7% (последние три года новогодний рост цен укладывался в 3−4%). Как цены будут расти дальше, прогнозировать сложно. В АЕБ заявили, что ни на какие уступки потребителям производители идти не могут, полагая, что для дисконта в ценах сейчас просто нет возможностей. Эксперты агентства «Автостат» уверены, что иномарки в России уже к марту-апрелю 2009 года подорожают на 30−40% (при расчетах в рублях). Некоторые компании уже начали привязывать цены на машины к доллару или евро.
Большинство российских банков частично приостановили выдачу автокредитов либо значительно повысили уровень кредитных ставок и ужесточили требования к заемщикам. При этом большое число иномарок сегодня продается в кредит на гораздо лучших условиях через банки автопроизводителей или российские банки, работающие по фирменным программам автоконцернов. На российском рынке таких банков несколько: Тойота Банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank, PSA Finance.
На это уже обратили внимание отечественные производители, испытывающие проблемы со сбытом и продолжающие поиск и лоббирование новых преференций для своей продукции. «АСМ-Холдинг» выступил с инициативой ввести запрет на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам на покупку автомобилей зарубежного производства. Участники рынка автокредитования считают этот запрет неуместным и уверены, что российскому автопрому подобные заградительные меры все равно не помогут.
Хотя сейчас можно приобрести без очереди любую иномарку массовой модели, продаются в основном «прошлогодние» машины. По словам Сергея Целикова, в сегменте новых иномарок активно продаются лишь те модели, стоимость которых зафиксирована в рублях по курсу 2008 года.
Дилеры избавляются от товарных запасов и предлагают авто 2008−го, а то и 2007 года выпуска. По оценке экспертов, в Петербурге товарные запасы по всем маркам к середине января составляли порядка 30 тыс. машин. Дилеры не хотят брать на себя всю ответственность за распродажу запасов и рассчитывают на помощь автопроизводителей, которые определяют для них планы по объемам продаж в течение года. Учитывая прогнозы по дальнейшему росту цен, ряд аналитиков склонны считать, что производителям придется пойти на масштабные акции по их снижению.
Компания «Рольф», официальный импортер Mitsubishi, уже объявила программу скидок «Вложение в движение!», которая распространяется на все автомобили Mitsubishi, имеющиеся у дилеров и доступные для немедленного приобретения. Каждый покупатель нового автомобиля получает возможность зафиксировать его цену в иностранной валюте по курсу ЦБ России и получить скидку до 10%.
Ничего личного
Что касается перспектив развития российского рынка в текущем году, то поводов для оптимизма мало. «Прогнозы делать просто бессмысленно», - заявил вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, генеральный директор ООО «Фольксваген Рус» Мартин Ян. По прогнозу AEБ, падение рынка по итогам года может составить 19%. PricewaterhouseCoopers прогнозирует падение рынка автомобильных продаж в России в 2009 году на 25−50%.
По мнению аналитиков, упадут также продажи в кредит и средняя цена автомобиля. Эксперты считают, что рынок сократится в первую очередь за счет иномарок ценой около 30 тыс. долларов. Не исключено, что станут активнее покупать недорогие автомобили российской сборки (как иномарки, так и отечественные), особенно с учетом государственных субсидий по кредитной ставке на машины ценой до 350 тыс. рублей, которые в конце 2008 года пообещал предоставить премьер Владимир Путин.
Если падение спроса продолжится, придется пересматривать либо ценовую политику, либо производственные планы. «Точные прогнозы развития рынка в краткосрочной перспективе кто-либо делать отказывается, поэтому затруднено планирование продаж на длительный срок и не определена стратегическая маркетинговая политика, - комментирует ситуацию руководитель отдела маркетинга группы компаний «Мега-Авто» Светлана Тараканова. - Игроки рынка делают короткие шаги и после каждого оценивают ситуацию и выбирают вектор дальнейшего движения».
Помощь идет
Поскольку скорректировать производственные планы оперативно бывает сложно, полностью адаптироваться под текущее состояние спроса автопроизводители вряд ли смогут. Поэтому не исключено, что в течение года российские дистрибуторы будут проводить специальные акции по распродаже автомобилей, спрос на которые окажется ниже ожидаемого.
Дистрибуторы используют и другие схемы поддержки дилеров. Например, большинство представительств сегодня идут на увеличение отсрочек платежа по поставкам дилерам. Они могут колебаться от 60 до 160 дней. Например, Volkswagen готов получать оплату через 120 дней после поставки, правда под определенный процент, который, впрочем, «значительно ниже банковского», как рассказал один из крупных дилеров марки. «Хендэ мотор СНГ», повысившая с 11 января под влиянием новых пошлин розничные цены на импортируемые Hyundai на 5−10%, с января взяла на себя расходы по доставке автомобилей в дилерские центры, чтобы обеспечить единый уровень цен на них по всей стране. Также бесплатно доставляют машины в регионы, чтобы поддерживать единый уровень цен, Ford, GM, Toyota и Mazda. У них усредненная стоимость доставки заложена в цену автомобиля, одинаковую для всех дилеров.
По мнению Директора департамента по продажам сети дилерских центров «Аларм-Моторс Форд» Михаила Шевелькова, дилерский бизнес сегодня должен сосредоточиться «на сохранении сотрудников и своего бизнеса как такового. Не гнаться за рекордами. Взвешенно подходить к заказу машин. Бороться за каждого клиента, показывая и доказывая свой профессионализм».
Светлана Тараканова уверена: «Выживет лишь эффективный бизнес. Эффективность подразумевает достижение максимального результата минимальными средствами. Прежде всего важна работа с клиентами - надо их удержать, не растерять, сохранить».
Николай Демидов, Санкт-Петербург
23.02.2009 г.