Не хочешь рисковать - подчиняйся

Вашингтон посоветовал пассажирским авиаперевозчикам сообщать КНР о полетах через введенную ею зону оповещения. Эта уступка со стороны союзника Японии означает, что Пекин получил важное очко в споре из-за островов. Хотя американские и японские военные самолеты продолжают рейды над ними, США ищут пути к снижению напряжения. Этот вопрос займет важное место на переговорах между китайскими руководителями и вице-президентом США Джозефом Байденом, который на этой неделе посетит Китай.

Три крупные американские авиалинии - United, American и Delta, пересекая зону воздушной обороны, введенную Китаем в Восточно-Китайском море, начали информировать Пекин о своих планах полета. Это было сделано в соответствии с рекомендацией, которую дал авиалиниям Вашингтон. Как передала компания CNN, администрация президента США Барака Обамы сообщила коммерческим авиалиниям, что они должны выполнять инструкции Пекина, несмотря на то что правительство США не признает их. Указание дано в интересах безопасности полетов.

Однако две главные японские авиакомпании отказались выполнять требования Китая. А японское правительство обратилось в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) с просьбой рассмотреть вопрос о зоне, введенной Китаем. Оно назвало зону угрозой для безопасности самолетов. Австралия, Британия и США поддержали это предложение.

США, их союзники, с одной стороны, и КНР - с другой по-разному информируют СМИ о событиях. Американцы сообщили, что по крайней мере один американский военный самолет и несколько японских беспрепятственно пролетели через зону в пятницу. Однако Пекин заявил, что поднял свои истребители в воздух. Не осталась нейтральной в этой войне нервов и Южная Корея. Ее военные самолеты на прошлой неделе пролетели через зону, не оповещая китайцев. Сеул говорит, что такие полеты предпринимаются два раза в неделю. Они будут продолжаться, несмотря на введение зоны Китаем.

Чиновники Пентагона сомневаются в том, что Китаю по силам проводить мониторинг зоны ПВО. Ведь у их боевых самолетов есть лишь ограниченные возможности для дозаправки в воздухе. А самолеты дальнего предупреждения с помощью радаров не отвечают современным требованиям.

Тем не менее Вашингтон отнюдь не намерен обострять конфликт. Как пишет Washington Post, ограничить ущерб от него поручено вице-президенту Джозефу Байдену, который вчера отправился в поездку в Японию, Китай и Южную Корею. В КНР Байден встретится с председателем КНР Си Цзиньпином. Помощники Байдена говорят, что он расскажет руководителю Китая о том, как встревожены США введением зоны. Но в то же время Байден постарается расширить диалог с Китаем в духе достигнутой ранее договоренности между Обамой и Си о том, чтобы две крупнейшие экономические державы создали новую модель взаимоотношений. Байден, в частности, намерен дать позитивную оценку экономическим реформам, провозглашенным на последнем пленуме ЦК Компартии Китая. Он также будет добиваться взаимопонимания с Си по проблемам Ирана, Северной Кореи, кибербезопасности и интеллектуальной собственности.

В области отношений с Китаем Белый дом возложил на Байдена особую миссию - воздействовать на китайского лидера личным обаянием. Оба эти политика еще во время поездки Си в США в прошлом году и визита самого Байдена в КНР провели в компании друг друга примерно 20 часов. За это время удалось поговорить о многом. Вашингтон рассчитывает, что Байдену удастся если не уладить, то смягчить разногласия.

Но каковы бы ни были итоги переговоров, стратегия Пекина в Восточной Азии не изменится, прогнозирует газета Financial Times. С точки зрения КНР, «создание новой зоны было ходом мастера, который позволит изменить положение на земле (или в данном случае в воздухе) очень быстро… Самый сильный аргумент Японии в споре об островах заключается в том, что она управляла ими в течение многих десятилетий. А теперь Китай предъявит уже собственную заявку «на управление».

Следующим шагом в игре будет работа с другими странами в регионе и в мире: «Китай будет обольщать или запугивать их, с тем чтобы они хотя бы на словах признали китайский суверенитет над спорным воздушным пространством». Ранее китайские политики и дипломаты предлагали своим коллегам из других стран короткий список просьб. Он включал признание Тайваня и Тибета частью Китая, обещание открыть рынки, не прибегать к протекционизму. А теперь китайцы начнут просить другие страны заставить авиалинии сообщать Пекину о полетах. Это подразумевает признание, что территория принадлежит Китаю. Стимулом для иностранных партнеров в беседах послужат обещания капиталовложений, помощи со стороны КНР, а также доступа на китайский рынок.

Насколько успешна эта тактика, видно на примере состязания между Китаем и Тайванем за дипломатическое признание малых стран. В ноябре дипломатические отношения с Тайванем разорвала Гамбия. Она теперь дружит с КНР. Осталось менее 20 государств, которые пока еще поддерживают дипломатические связи с Тайванем.

Владимир Скосырев

02.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua