Не доставайся же ты никому: почему продажа «Азовмаша» не состоится в 2014

Кабинет министров Украины обнародовал распоряжение N667-р от 17 июля, в котором содержится перечень предприятий, чьи акции планируется выставить на приватизацию в 2014 году. В списке оказалось и мариупольское ПАО «Азовмаш» - управляющая компания ведущей украинской группы тяжелого машиностроения. Государству в лице Фонда госимущества (ФГИ) принадлежит 50%+1 акция ПАО «Азовмаш», еще 50% владеет холдинговая компания группы - кипрская Azovmashinvest Holding Limited. Собственно, государство вознамерилось избавиться от своего крупного пакета и выручить за это дополнительные деньги в бюджет, дефицит которого по состоянию на июнь составляет 22,7 млрд. грн. Эксперты же придерживаются мнения, что в то время, когда страна находится в состоянии войны, продавать активы «Азовмаша» не имеет смысла. Почему один из крупнейших машиностроительных комплексов Украины остался не у дел?

Параллельные миры

Первое сообщение о перспективной приватизации «Азовмаша» появилось еще в относительно спокойном конце декабря прошлого года. Тогда, согласно обнародованному ФГИ плану-графику выставления на продажу объектов групп «В» и «Г», для приватизации «Азовмаша» необходимо было принятие соответствующего решения Кабмина. После же источники сообщили, что ФГИ приостановил все процессы приватизации и отчуждения государственного имущества. И вот правительство вновь решило вернуться к продаже активов.

Еще в начале года сделка казалась привлекательной, а борьба за покупку госдоли предприятия обещала развернуться нешуточной. Однако сейчас завод выглядит менее лакомым активом. За минувший год «Азовмаш"в глубокий минус - при снижении выручки на 37% до 6,46 млрд. грн. предприятие увеличило убыток в 5 раз - до 418 млн. грн. Немудрено - в 2013 году «Азовмаш» произвел 10,47 тыс. вагонов, что на 32% меньше показателей 2012 года. Такая финансовая «яма» объясняется довольно просто - в 2013-м конъюнктура рынка вагонов, ключевой продукции завода, сильно изменилась. На нее повлияло перенасыщение продукцией на территории СНГ, а также торговая война, которая развернулась между российскими разрешительными органами и украинскими вагоностроителями. И если в январе конкурс по продаже завода был бы интригой, то сейчас аналитики оценивают возможность разгосударствления как близкую к нулевой.

По данным старшего аналитика ИГ «АртКапитал» Алексея Андрейченко, по состоянию на далекое начало года интерес к ПАО могла проявить группа «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) Рината Ахметова, ведь «Азовмаш» может поставлять металлургическое оборудование на заводы «Метинвеста» - металлургического холдинга группы. Кроме того, морпорты, подконтрольные СКМ, были бы заинтересованы в кранах, которые может производить «Азовмаш», а входящая в группу транспортная компания «Лемтранс», которая регулярно наращивает количество единиц в своем вагонном парке, могла бы создать внутренний спрос для мариупольского предприятия. Впрочем, тогда Delo.UA в пресс-службе СКМ интерес к ПАО «Азовмаш» не подтвердили.

Но не только СКМ могла быть заинтересована в приобретении завода. Помимо Ахметова, по мнению аналитика, на предприятие могли претендовать российские вагоностроители с целью диверсификации товарной линейки, увеличения производственных мощностей и доступа к вагонному литью. Из заинтересованных - российские крупные компании вагоностроительной отрасли: Уралвагонзавод, Трансмашхолдинг, РКТМ, а также крупные машиностроительные холдинги, например ОМЗ.

Однако на этом список не заканчивается. Еще одним претендентом мог быть и существующий акционер ПАО «Азовмаш» Юрий Иванющенко, более известный как «Юра Енакиевский». Его интерес к активам можно обосновать увеличением своей доли. Хотя в официальных документах Иванющенко и не значится владельцем доли, в 2011 году тогда еще президент мариупольского завода Александр Савчук признал, что часть акций предприятия принадлежит семье народного депутата Украины от Партии регионов Юрия Иванющенко. «Семья народного депутата Иванющенко является акционером. Долю акций Иванющенко я не знаю», - заявил тогда Савчук. Сейчас же ситуация изменилась в корне. «Мало шансов на то, что компанию продадут российскому инвестору, не то время. То же самое с Юрием Иванющенко (бизнесмена связывают с бывшей украинской властью - Ред.). Я бы больше поверил в то, что он стремится продать свою долю», - говорит Андрейченко.

Не до «Азовмаша» сейчас и Ахметову. Со сменой власти конкуренция за порты, когда дойдет дело до концессии, ужесточится, а планы по капинвестициям для металлургии могут претерпеть изменения в связи боевыми действиями на Донбассе.

«В любом случае учитывая, что предприятия «Метинвеста» сейчас останавливают производство одно за другим, для Ахметова сейчас не самое лучшее время вкладывать деньги в новый проект», - утверждает аналитик.

Ценовые «похороны»

Из-за отсутствия претендентов, а также из-за текущей ситуации в стране возможности назвать стоимость активов пока не представляется. В начале года аналитик ИГ «АртКапитал» оценивал пакет в 50% «Азовмаш» в $15-17 млн., но это при выручке «Азовобщемаша», который является единственным привлекательным активом в машиностроительном холдинге, в размере 6 млрд. грн. ($436,26 млн. по курсу на 27 августа). На сегодня ситуация кардинально изменилась не в пользу предприятия.

«Сейчас нет надежной оценки, так как «Азовобщемаш» стоит без заказов в вагоностроении, и перспективы получить их в ближайшее время весьма блеклые. Производство оборудования тяжелого машиностроения занимает в выручке предприятия не более 10%... В этом году выручка может упасть в 10 раз и более, а главное - перспективы как никогда не ясны», - говорит эксперт.

В конечном итоге аналитик утверждает, что сейчас на «Азовмаш» нереально найти покупателя, ведь основной доход предприятию приносят вагоны, а на сегодня все вагоностроители простаивают из-за потери российского рынка, куда отправлялось почти 85% всей продукции. По данным Госкомстата, украинскими машиностроителями январе-июле 2014 года было произведено 4,2 тыс. вагонов, тогда как за аналогичный период прошлого года машиностроители выпустили 17,6 тыс. вагонов. Загрузить завод «Азовобщемаш», который является единственным привлекательным активом в машиностроительном холдинге, без заказов России невозможно. По последним данным ИГ «АртКапитал», за май-июнь завод произвел всего 9 вагонов.

Исходя из критической ситуации на предприятии, аналитик делает вывод, что продавать полезные активы компании сейчас не время, ведь достойную цену государство не получит. «Это стратегическое предприятие Украины, которое в том числе выпускает технику для военной и космической отраслей», - говорит Андрейченко.

Луч света во всей истории - обещание президента Украины Петра Порошенко «загрузить» предприятия украинского машиностроения. Однако оценить, насколько выполнимо обещание Порошенко, пока сложно: президент не уточнил, как он будет обеспечивать заказами зависящих от РФ вагоностроителей.

Инна Рослик

28.08.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua