Назад в 1990-е: авторынок показал худший результат за 15 лет

Первое полугодие 2014 года оказалось наихудшим для отечественного авторынка за последние 15 лет. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, за шесть месяцев было продано всего 55 000 новых автомобилей - это на 44% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Даже в «черном» 2009-м дела у автодилеров шли лучше - тогда темпы продаж упали больше чем в четыре раза, но по итогам года все равно превысили 160 000. В этом году эта цифра окажется непокоренной: по прогнозу владельца корпорации УкрАвто Тариэла Васадзе, в Украине будет продано от 130 000 до 150 000 автомобилей. В VW Порше Украина прогнозируют 110 000 единиц.

Хорошая новость для автодилеров - похоже, рынок достиг дна, плохая - 2014-й переживут далеко не все автопродавцы. Сами игроки рынка не унывают: мол, учитывая, что на Востоке война, это еще неплохой результат. «Зарубежные автопроизводители удивляются, что в таких условиях рынок вообще есть», - иронизирует руководитель направления Seat компании Порше Украина Дарья Штименко.

Девальвация хуже войны

Впервые автодилеры дружно заговорили о глубоком кризисе еще в марте, когда авторынок рухнул на 51%. При этом в неспокойных январе-феврале продажи росли. «Основной фактор провала - это девальвация нацвалюты и удорожание цен на автомобили в гривневом эквиваленте. Кроме того, повлияла блокировка депозитов», - поясняет причины обвала рынка гендиректор AUTO-Consulting Олег Омельницкий.

В апреле-июне добавился фактор Крыма и Востока. «Донбасс стал катализатором кризисных явлений во всех экономических сферах, из-за него падение оказалось быстрее и немного жестче, чем могло бы быть», - пояснил аналитик отдела коммерческих автомобилей VW компании Порше Украина Сергей Федчун. По расчетам директора департамента маркетинга и рекламы НИКО Менеджмент Ярослава Вовка, из-за аннексии Крыма и войны на Востоке украинский рынок потерял около 5% - это 3000 непроданных машин за первое полугодие.

Война снижает продажи не только в Донбассе. «В условиях наблюдающихся политико-экономических передряг в стране украинцы потеряли уверенность в завтрашнем дне, поэтому покупку автомобиля переносят на потом», - говорит Дарья Штименко.

В июне было продано 8100 автомобилей - это в 2,5 раза больше, чем месяцем ранее. Автодилеры видят в этом сигнал, что дно рынок «прошел» в мае. «Был всплеск по сравнению с крайне низкими показателями мая. Рынок остается в глубочайшем кризисе (-46,4% июнь к июню), но, очевидно, «дно» уже миновали и взят курс на восстановление», - считает Омельницкий.

Маркетинг-директор группы компаний АИС Сергей Боровик прогнозирует, что в условиях продолжения военных действий среднемесячная емкость рынка будет 6000-70000 единиц, при условии нормализации положения на Востоке - вырастет на 10-15%.

Китайскому - да, российскому - нет

Впрочем, кризис на авторынке неоднородный - есть и выгодополучатели. Из первой двадцатки самых продаваемых автобрендов за первое полугодие 2014-го (см. табл.) два бренда смогли продемонстрировать положительный результат по сравнению с первым полугодием 2013-го. Лидер продаж - китайская Geely (6673 автомобиля), что на 3,4% больше, чем в прошлом году. А узбекская Daewoo нарастила продажи на 24,3%, реализовав за полгода 1532 автомобиля.

Изменились и лидеры. У южнокорейского Hyundai продажи упали втрое, и бренд сместился с первого места на пятое. Поменялись местами ЗАЗ и Toyota - украинский бренд теперь занимает третью строчку, а японский - вторую. Рывок совершил китайский Geely, переместившись с четвертой позиции на первую. Наибольшее падение у АвтоВАЗа и Chevrolet: -71,7 и -73,2% соответственно.

Выживет только один

Омельницкий полагает, что многие автодилеры могут не дожить до конца года. «Число дилеров в Украине рассчитано на продажу 620 000 авто в год (рекорд 2008-го. - Ред.), а сейчас они продают почти в 10 раз меньше. Это означает, что в отдельном городе, где есть два-три салона, они уже не первый месяц продают по 1-2 автомобиля, а кто-то и ноль». Первые жертвы на закрытие - автосалоны в Донбассе.

По данным AUTO-Consulting, с начала апреля из автосалонов в Донецке похищено 270 авто, в Краматорске - 55, в Луганске - почти тысяча. Далеко не каждый дилерский центр может пережить угон десятка автомобилей в условиях падающего рынка.

«При текущем курсе (около 12 грн. за доллар) цены останутся на том же уровне, что и сейчас. К осени будет небольшое повышение, так как закончатся все акции по распродажам старых складов», - считает Боровик. «Учитывая рост продаж в Европе и загруженность производства, можно предположить, что цены для Украины они снижать не будут, - прогнозирует Федчун. - В выгодном положении окажутся те импортеры, которые смогут заручиться поддержкой производителей для ценового продвижения продукции на рынке (скидки, акции, спецпредложения)».

Впрочем, многие импортеры полагают, что дорожать машинам уже некуда. «Если не будет изменений в законодательстве, цены будут стабильны. Но будет много акций различных импортеров в зависимости от их складской ситуации», - отмечает руководитель направления Audi, Порше Украина, Александр Божко.

Потерянный год

Автодилеры не ждут, что уже в следующем году украинцы ринутся скупать автомобили. К уровню 2008-го, когда было продано 620 000, рынок вернется не ранее 2025 года. «Принимая во внимание низкий уровень автомобилизации в стране, потенциал у украинского рынка огромный, но для этого стране необходимо стабилизировать все сферы - как политико-экономические, так и социальные. По нашим подсчетам, к концу 2014 года на автомобильном рынке Украины будет наблюдаться незначительный рост, начиная с осени, а основной этап стабилизации мы ожидаем в 2015-2016 годах», - отмечает Дарья Штименко.

Таблица. Топ-20 автобрендов по продажам новых легковых автомобилей за первое полугодие*

Liga avto.jpg

* Данные AUTO-Consulting

Денис Кацило

10.07.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua