Наше безнадежное дело

УКРАИНСКИЕ чиновники начали наперебой предъявлять финансовые претензии руководству России. Минфин объявил, что общая оценка убытков по состоянию на июнь составляет 1 трлн. грн. В свою очередь Минтопэнерго направило «Газпрому» предложение закачать в украинские хранилища 2 млрд. м3 природного газа для компенсации ресурса, который остался в распоряжении экспроприированного «Черноморнефтегаза». А Государственное космическое агентство потребовало от Минобороны РФ вернуть оборудование и агрегаты Центра управления полетами, находящегося в Евпатории. Очередным шагом стало заявление Минюста о начале процесса обжалования в МАГАТЭ утраты Украиной контроля над атомным реактором севастопольского Университета атомной энергетики и промышленности.

Реакцию российской стороны на подобные заявления ярко иллюстрирует ответ «Газпрома». «Я вообще не понимаю, как этот вопрос можно нам адресовать... Мы к этим вопросам никакого отношения не имеем, и предъявлять по этому вопросу претензии к «Газпрому» бессмысленно», - резюмировал пресссекретарь российской монополии Андрей Куприянов.

НЕПОДЪЕМНЫЕ ЗАДАЧИ

Вряд ли Киев сумеет усадить все российские и украинские компании, а также ведомства, которых касается проблема возмещения, за стол переговоров. Остается два пути. Первый - компенсировать ущерб за счет внешних займов, обслуживать и погашать которые будет правительство. В таком случае Петру Порошенко придется начать долгосрочную работу над украинскороссийским соглашением об урегулировании проблемы Крыма. Это соглашение, во-первых, должно закрепить временные административные границы и режим их прохождения, во-вторых, гарантировать статус имущества предприятий и банков РФ на территории Украины и, в-третьих, определить дальнейший статус спорного имущества Украины в Крыму. Как неоднократно заявлял Порошенко, ключевую роль в переговорах по подобному соглашению должны сыграть США и ЕС в качестве потенциальных гарантов его выполнения.

Второй, более конфронтационный путь, предполагает начало процесса конфискации зарубежных активов российских корпораций (официальные лица которых принимали участие в «инвентаризации» крымских предприятий) в судебном порядке. Имущество крымских ЛЭП «Укрэнерго» в настоящее время переходит к предприятиям, связанным с компанией «ИнтерРАО ЕЭС», ГП «Севастопольский институт атомной промышленности» очутился в орбите российского «Росатома», а радиотелескопы Евпаторийского центра находятся в процессе передачи подразделениям «Роскосмоса» и российских Военнокосмических сил РФ. Активы ПАО «Черноморнефтегаз» были реквизированы комиссией «Газпрома». Наиболее неопределенным остается статус ряда предприятий украинского оборонного машиностроения, расположенных в Крыму. На них претендуют как некоторые украинские частные инвесторы, такие как Вадим Новинский и Иван Фурсин, так и российская компания «Ростек».

Можно предположить, что в качестве компенсации утраты крымских активов НАК «Нафтогаз Украины» имеет возможность через международные суды потребовать ареста ряда зарубежных активов «Газпрома». Например, турецкого подразделения монополиста Bosphorus Gas, а также принадлежащие российской монополии пакеты акций подземных хранилищ газа в Германии и Австрии (одни из ключевых элементов транзита российского газа в ЕС, который происходит через территорию Украины).

Потребовать возмещения есть шанс и у НАЭК «Укрэнерго»: правительство может заинтересоваться судебной конфискацией турецких активов дочернего предприятия «Интер РАО ЕЭС» компании TGR Enerji. В ее собственности пакет акций крупной турецкой газотурбинной ТЭС Trakya, которая снабжается природным газом российского происхождения, закупаемым турецкими компаниями и поступающим в Турцию через территорию Украины по газопроводу Тальное - Ананьев - Измаил. Наихудшие шансы компенсировать свои потери через международные суды у Государственного космического агентства, поскольку «Роскосмос» почти не имеет зарубежных активов, стоимость которых можно сравнить с радиоэлектронными комплексами в Евпатории.

КРЫМУ ХУЖЕ ВСЕХ

При любом из вариантов дальнейшего урегулирования ущерба пострадавшей стороной станет не Киев, а сами крымские предприятия. Ни в первом, ни во втором случае их положение не улучшится прежде всего по причине введения международных санкций и ограничения работы судоходной и авиационной инфраструктуры Крыма. Что касается всей Украины, то, выбрав договорный путь урегулирования ущерба, государство может потерять время. И далеко не факт, что в итоге договорные усилия принесут адекватное возмещение. Время может быть выиграно в случае выбора второго варианта. Однако у этого пути также есть свои минусы. Как показывают многочисленные примеры урегулирования финансовых проблем, возникавших в мире «национализаций» и «экспроприаций», шансы получить компенсацию (пусть даже частичную) высоки. Но результат тяжб критически зависит от того, на территории какой страны пострадавшие от ущерба компании запускают процедуру ареста активов. И ошибки в выборе территорий могут оказаться фатальными. Еще больше результат будет зависеть от того, с какими компаниямипартнерами украинские предприятия пообещают поделиться полученными активами в случае, если их судебные споры закончатся успехом.

Андрей Старостин

10.06.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua