Налоги и автомобили: как новеллы Кабмина отразятся на авторынке

На этой неделе Кабинет министров Украины внес на рассмотрение парламента пакет налоговых инициатив, которые могут серьезно повлиять на отечественный авторынок в 2015 году. Так, помимо прочего правительство предлагает с 1 января 2015-го ввести такие изменения в Налоговый и Таможенный кодексы: дополнительный 5%-й сбор на иномарки; увеличение акцизного сбора на автомобили и введение акциза на грузовики (автобусы); введение акциза на переоборудованные авто, а также дополнительный налог в размере 25 000 грн. на «роскошные» автомобили.

По словам народного депутата Оксаны Продан, 24 декабря комитет по налоговой политике Верховной Рады принял решение рекомендовать к принятию в первом чтении изменения в Налоговый кодекс, инициированные Кабмином, и они могут быть приняты парламентом уже на этой неделе. Она отметила, что все позиции, затрагивающие авторынок, пока в проекте закона остались без изменений, но они будут обсуждаться перед вторым чтением. Сегодня, 25 декабря, депутаты с третьей попытки проголосовали в первом чтении за принятие законопроекта № 1562 о введении дополнительного импортного сбора на все товары, кроме жизненно необходимых.

Автоимпортеры и дилеры ожидаемо выступили с резкой критикой правительственных автомобильных инициатив. По словам гендиректора ВААИД Олега Назаренко, ассоциация разослала письмо депутатам ВР с призывом не уничтожать украинский авторынок.

ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, какие последствия для рынка будут иметь новые инициативы власти и действительно ли их принятие означает смерть для авторынка.

Импортная надбавка

Законопроект № 1562 предусматривает введение дополнительного импортного сбора на автомобили в размере 5%. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2015 года и будут действовать 12 месяцев. По расчетам Кабмина, импортный сбор позволит устранить отрицательный торговый баланс Украины. В III квартале 2014-го дефицит платежного баланса составил $700 млн. Помимо этого, по словам министра финансов Натальи Яресько эта норма принесет в доходную часть бюджета 17,6 млрд. грн. в этом году.

«Законопроекты фактически запрещают официальный автоимпорт, который и так практически прекратился, и уводят весь импортный сегмент товаров в «тень», - уверяет Назаренко из ВААИД. - Кабмин снова наступает на старые грабли. В 2013 году парламент уже вводил «терехинскую» 13%-ю надбавку на автоимпорт. Автоимпорт прекратился, бюджет получил ноль, а уже через шесть месяцев депутаты ее отменили».

По оценкам маркетинг-директора Группы компаний АИС Сергея Боровика, 5%-й сбор на импорт увеличит розничные цены на все автомобили еще на 5-7% (с учетом нового сбора и НДС). Назаренко уверяет, что в случае принятия законопроекта объемы «белого» импорта иномарок в Украину сократятся в пять разю «На сегодня официально импортировано около 100 000 автомобилей, и при сохранении объемов импорта в следующем году на этом же уровне около 20 000 авто будет ввезено официально, а остальные - по разным схемам для уклонения от уплаты налогов», - отметил глава ВААИД.

У Боровика прогноз не столь апокалиптический: «Последние полгода среднемесячные продажи новых легковых авто составляли 6 000 единиц. Рост цен еще больше обвалит рынок, емкость которого снизится на 15-20%. Конечно же, импорт сократится, и вместе с ним бюджет не получит начисляемый и уплачиваемый при импорте автомобилей НДС, акциз», - говорит Боровик.

Могут выиграть отечественные автосборщики. По словам вице-президента ассоциации Укравтопром Ефима Хазана, дополнительная нагрузка на импорт позволит в том числе активизировать продажи отечественных автомобилей, что остановит падение производства. Хазан уверен, что автомобили украинского производства вполне способны заменить часть подорожавших иномарок. Но проблема в том, что отечественные автомобили собираются из импортных деталей. По словам руководителя департамента общественных связей компании Еврокар Елены Чепижко, дополнительный 5%-й сбор будет полезен для производителей только в случае, если он будет распространяться исключительно на готовые продукты, но не на материалы, комплектующие и оборудование.

Новый налог на роскошь

Также Кабмин реанимирует старую идею налога на роскошь, которую в том или ином виде пытались провести еще в бытность премьер-министром Николая Азарова (последний раз в 2012-м). Так, с 2015 года предлагается ввести налог в размере 25 000 грн. в год на автомобили с дизельным двигателем более 2 500 куб см и с бензиновым двигателем объемом более 3 000 куб см, возраст которых не превышает 5 лет.

Главная претензия к налогу от участников рынка - неправильный принцип начисления, который формируется на основе объема двигателя, а не стоимости авто. В результате владельцы, к примеру, Audi Q7, Porsche Panamera, Mercedes-Benz GL, Infiniti FX и т.д. смогут не платить этот налог, поскольку объем двигателя многих модификаций не подпадает под налог. «Признаком роскоши может быть цена автомобиля, но никак не объем двигателя. С указанными объемами двигателей продаются в том числе автомобили среднего ценового сегмента, а не премиум или люкс. С другой стороны, много премиум- и люкс-автомобилей имеет двигатели меньшего объема. Таким образом, о социальной справедливости здесь говорить не приходится», - поясняет Боровик.

Среди автомобилей, которые подпадают под действие налога, - Mitsubishi L200, SsangYong Rexton, Chevrolet Malibu, Subaru Outback, которые никак нельзя отнести к премиум-сегменту.

По подсчетам ВААИД, в 2013 году в Украине было продано 8 071 автомобилей премиум-сегмента, или 4% от всего рынка. «В случае если бы этот налог действовал в 2013 году, то под его действие подпали бы 802 новых автомобиля, или 9,9% от премиального сегмента (т.е. менее 0,4% от общего рынка). Остальные 99,6%, в том числе и указанные выше модели, абсолютно законно избежали бы его уплаты. Можно предположить, что после введения подобного критерия для оценки роскоши клиенты просто переориентируются на другие объемы двигателей и из-под действия налога выпадет весь премиальный сегмент», - говорит Назаренко.

По словам главы ВААИД, покупатели автомобилей и так платят дифференцированные отчисления в Пенсионный фонд: в зависимости от стоимости авто - 3-5%, а значит, принцип «богатые платят больше» реализован и действует. «По своей сути «налогом на изделия роскоши» является акциз. Его уже платят все без исключения покупатели новых автомобилей», - добавляет Боровик.

Новые акцизы

Также в поправках правительства в Налоговый кодекс предлагается «с целью компенсации отмены сбора за первую регистрацию транспортных средств» увеличить ставки акцизного сбора на машины, а также включить автобусы и грузовики в перечень подакцизных товаров.

По словам Сергея Боровика, увеличение акцизного сбора существенно не повлияет на цены новых легковых автомобилей. С ним соглашается Хазан: «Увеличение акцизного сбора на наиболее массовые модели автомобилей с объемом от 1 000 до 2 200 куб см составляют от 0,002 до 0,007 евро за 1 куб см двигателя. Таким образом удорожание автомобиля с объемом двигателя 2 200 куб см - 15,4 евро, или 297 грн., что составляет 0,1% средней таможенной стоимости. Ну а что касается введения акцизного сбора на грузовые автомобили, то ставка этого налога колеблется в диапазоне от 0,01 до 0,013 евро. Размер акцизного сбора на один автомобиль с бензиновым двигателем объемом 2 800 куб см будет равен 28 евро, что составляет 0,7% средней таможенной стоимости. Аналогичная ситуация и по автобусам», - рассказывает Хазан.

По словам гендиректора AUTO-Consulting Олега Омельницкого, налогом также будет регулироваться импорт б/у грузовиков и фургонов в Украине, так как он дифференцирован от года выпуска. Ставки на подержанные авто удваиваются, а на авто старше 8 лет увеличиваются в 20 раз.

«Если ранее при импорте грузового фургона уплачивалась лишь пошлина 10% и НДС, то теперь к ним добавился и акцизный сбор. Этим налогом сделают экономически невыгодными поставки в Украину грузовиков старше 8 лет», - отмечают в AUTO-Consulting. В целом за 11 месяцев 2014 года в Украине было продано 38 000 импортных подержанных грузовиков, автобусов и легковых авто. Часть освободившейся ниши смогут занять новые транспортные средства.

Кроме того, законопроектом предложено вернуть практику взимания акциза с легковых автомобилей, которые были ввезены в Украину как коммерческий транспорт (который не облагается акцизом) и затем переоборудованы в легковые. «Речь идет о «скрытом сером» импорте б/у авто, когда в Украину импортируются пассажирские (легковые) автомобили под видом грузовых. В данном случае не уплачивается акциз, автомобиль уже в Украине по документам под видом переоборудования превращается из грузового (код 8704) в легковой (код 8703)», - объясняет Боровик. По данным AUTO-Consulting, в октябре-ноябре ежемесячно импортировалось около 5 000 фургонов для последующего переоборудования в пассажирские версии.

Денис Кацило

26.12.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua