На танкерном рынке все не так хорошо, как кажется

Активное строительство нефтепроводов может серьезно повлиять на спрос на суда. Появление новых трубопроводных веток даст покупателям сырья возможность избегать потенциально опасных районов и не зависеть от капризов погоды.

Хотя в настоящее время на танкерном рынке царит эйфория, существуют факторы, которые могут изменить нынешнее положение вещей, пишет интернет-издание Hellenic Shipping News.

Одним из них является постоянный риск начала нового цикла избыточного предложения на фоне высокого уровня уверенности среди судовладельцев, результатом которого может стать рост предложения.

Другой фактор сложнее и связан со строительством новых трубопроводов, которые могут оказать негативное влияние на танкерный спрос. Судовой брокер Poten and Partners проанализировал ряд трубопроводных проектов за пределами Северной Америки. В своем недавнем отчете компания отмечает, что трубопровод Бирма - Китай близок к завершению. «Этот трубопровод обеспечивает Китаю альтернативный (и более короткий) маршрут для нефтяного импорта в обход перегруженного Малаккского пролива. Трубопровод мощностью 440 тыс. баррелей в день предназначен для снабжения нового НПЗ, который строится в Аньнине, на юго-западе Китая. Однако строительство НПЗ мощностью 200 тыс. баррелей в день отстает от графика, и завод будет сдан в эксплуатацию не раньше 2016 г. Велика вероятность, что до тех пор трубопровод использоваться не будет».

Poten отмечает, что на Ближнем Востоке обсуждается амбициозный проект нефтепровода протяженностью около 1600 км, соединяющего Басру с иорданским портом Акаба на Красном море. Планируемая мощность этого трубопровода 1 млн. баррелей в день. Геополитическая нестабильность в сочетании с низкими ценами на нефть ставит под сомнение жизнеспособность проекта стоимостью $18 млрд.

Наибольшая активность в трубопроводной сфере отмечается в Северной Америке, где нефтяным и транспортным компаниям необходимо развивать инфраструктуру, чтобы доставлять на рынки сланцевую, битуминозную и традиционную нефть, сокращая долю дорогостоящих железнодорожных перевозок. Некоторые из этих проектов могут положительно сказаться на международных танкерных рынках, поскольку они облегчат экспорт канадской нефти.

В число этих проектов входит нефтепровод Northern Gateway мощностью 525 тыс. баррелей в день, который будет транспортировать нефть в порт Kitimat, на западном побережье Канады, который, согласно планам, сможет принимать танкеры класса VLCC, (дедвейт до 300 тыс. т). Нефтепровод Energy East мощностью 1,1 млн. баррелей в день должен транспортировать нефть на восточное побережье Канады. Однако разрешения на крупные трубопроводные проекты в Северной Америке еще не получены, и возможны дальнейшие задержки, так как все эти проекты наталкиваются на сильное противодействие. Poten приходит к выводу, что в настоящее время строительство новых трубопроводов не является риском для танкерного рынка.

В то же время в отчете судового брокера Charles R. Weber Inc говорится, что ставки фрахта на танкерном рынке Ближнего Востока с начала февраля потеряли 13,4 пункта по сравнению со ставками на рынке Дальнего Востока, опустившись в среднем до w56.5 при оценке в w60. Ставки на рейсы к американскому побережью Мексиканского залива вокруг мыса Доброй надежды составляли w35. На рынке Западной Африки, ставки менялись аналогично с ближневосточным рынком.

Брокер в своем отчете добавил, что на маршруте Западная Африка - Дальний Восток ставки с начала февраля составляют в среднем w57.6, то есть за последнее время снизились на 7,4 пункта. К настоящему времени они восстанавливаются, отыгрывая потери. На Карибском рынке с начала месяца наблюдается затишье - заключен всего один фрахтовый контракт, и еще одна сделка сорвалась.

Однако в целом настроения на рынке танкеров класса VLCC улучшаются, и ожидается, что повышение спроса приведет к росту ставок.

Спрос на танкеры на танкеры класса Suezmax (дедвейт до 200 тыс. т) на рынке Западной Африки оставался сильным: по сообщениям, здесь заключен 21 фрахтовый контракт. Это самый высокий показатель с начала октября. Рост спроса связан с закупками в рамках февральских программ, а также с увеличением интереса к рейсам в Европу, где маржа переработки в последние недели улучшилась. По мнению CR Weber, сезонное техническое обслуживание НПЗ в этом регионе, «вероятно, будет отложено и/или сведено к минимуму».

Брокер добавил, что неблагоприятные погодные условия в проливах Босфор и Дарданеллы привели к задержкам до 10 дней и, как следствие, к росту ставок фрахта танкеров класса Aframax и конкурирующих Suezmax. Эти факторы вызвали ралли ставок на маршрутах из Западной Африки.

Ставки на маршруте Западная Африка - Атлантическое побережье США выросли на 5 пунктов, до w92.5, а на маршруте Западная Африка - Северо-Западная Европа рост составил 7,5 пунктов, и ставки выросли до w97,5. Ставки на маршруте Карибский бассейн - американское побережье Мексиканского залива выросли да 10 пунктов, до w102.5. В результате усилилась конкуренция маршрутов из Западной Африки с трансатлантическим направлением, где рост ставок ограничен.

Спрос на нефть с отгрузкой в марте может вырасти, благодаря росту спроса со стороны азиатских покупателей, что благоприятно для рынка VLCC. Брокер не ожидает заметного снижения ставок, поскольку задержки на маршруте Черное море - Средиземноморье продолжаются.

Спрос на танкеры класса Aframax на рынке Карибского бассейна в середине февраля увеличился на 7% по сравнению с началом месяца, до 15 контрактов. Поскольку устойчивый спрос позволил ликвидировать излишки, судовладельцам удалось удерживать ставки фрахта на высоком уровне. На маршруте Карибский бассейн - американское побережье Мексиканского залива ставки выросли на 30 пунктов и к середине февраля достигли w150.

Значительный рост ставок на рынках Северного моря и Средиземноморья, по-видимому, способствовал улучшению настроений на фоне высокого январского спроса на танкеры класса Suezmax для выполнения рейсов в Европу и Азию. Брокер отмечает, что это привело к соответствующему снижению интереса к танкерам Aframax большего дедвейта.

2.03.2015 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua