Новейший корабль, названный в честь 38-го президента США Джеральда Форда, спустили на воду на верфи Ньюпорт-Ньюс в штате Вирджиния. Строительство авианосца обошлось бюджету США в 14 млрд. долларов. Он открывает целую серию новых кораблей, которая заменит прежнюю - типа «Нимиц». Одна из главных особенностей новой техники - «заточенность» на работу с беспилотниками.
Спуск на воду авианосца «Джеральд Форд», разумеется, прошел в торжественной обстановке. А разбить традиционную бутылку шампанского о борт корабля доверили дочери 38-го американского президента, в честь которого и было названо судно, Сьюзан Форд Бейлз, передают «Вести.ру».
В свою очередь Дональд Рамсфельд, возглавлявший министерство обороны США с 2001-го по 2006 год, заявил: «Я горжусь тем, что мне довелось служить у президента Джеральда Форда. Корабль носит славное имя - этот человек сделал очень многое для нашей страны. Благослови Бог офицеров и команду - всех, кто будет служить на этом великолепном авианосце».
Торжественная церемония спуска корабля состоялась накануне на верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии. По данным Associated Press, работы по строительству корабля на данный момент завершены примерно на 70%. Представители ВМС США планируют полностью достроить его к 2015 году. Затем авианосец должен будет пройти серию испытаний и только к 2016 году сможет встать на боевое дежурство.
«Джеральд Форд» - первый за последние 40 лет авианосец нового типа, созданный в США. Всего же американский флот должен будет получить 10 подобных кораблей. Они будут появляться с периодичностью примерно раз в пять лет. Следующий корабль, который будет назван в честь другого президента США - Джона Кеннеди, обещают ввести в эксплуатацию в 2019 году, а последний в серии примут в строй в 2058 году.
Первый «Форд» заменит списанный в декабре 2012 года «Энтерпрайз», а последующие за ним корабли новой серии будут постепенно заменять устаревшие авианосцы типа «Нимиц», передает «Интерфакс». «Джеральд Форд» является головным кораблем своего проекта, а потому и вся серия получила то же имя.
Этот корабль начали строить еще в 2009 году в рамках программы «авианосец XXI века». На проект потратили около 14 млрд. долларов (по другим данным, 12,9 - прим. ВЗГЛЯД), что существенно превышает первоначальную сумму - 8,1 млрд.
Однако в перспективе разработчики надеются «отбить» часть вложенных средств. Так, по данным AP, издержки при производстве компенсируются экономией при эксплуатации. Меньший по сравнению с предшественниками экипаж и другие инновации позволят сэкономить до 4 млрд. долларов в течение 50 лет службы авианосца.
Кстати, по данным «Военного обозрения», задача по экономии ставилась перед разработчиками на самом начальном этапе проектирования. В связи с этим конструкторам даже пришлось отказаться от первого варианта корабля, который имел совершенно новый архитектурно-конструктивный тип, а потому оказался слишком дорогим.
В целом многоцелевые атомные авианосцы серии «Джеральд Р.Форд» являются улучшенной версией кораблей типа «Нимиц», стоящих сейчас на вооружении американцев. И те и другие примерно одного размера и водоизмещения - порядка 100 тыс. тонн. Но есть и существенные отличия.
В частности, одной из особенностей «Форда» является способность принимать на борт палубные беспилотные летательные аппараты (впервые беспилотник взлетел с борта авианосца - а это был американский «Джордж Буш» - в мае этого года - прим. ВЗГЛЯД).
Среди других инноваций называется увеличенная почти на четверть мощность ядерного реактора, который может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет, то есть всего срока службы авианосца.
А чтобы снизить вес конструкции, повысить устойчивость и снизить уязвимость, в конструкцию нового корабля были активно вплетены композитные материалы и даже элементы технологии невидимости.
«Джеральд Форд» способен нести до 90 самолетов и вертолетов, в том числе и ударные истребители F-35. Они могут размещаться на 25 палубах корабля. А в случае военной операции корабль может обеспечить до 220 боевых вылетов в день.
В качестве средства ПВО на нем используются ракеты ESSM с двумя пусковыми установками на 32 снаряда каждая. А для ближнего боя авианосец получил зенитные ракеты RAM. Двухдиапазонная радиолокационная система DBR, в свою очередь, отвечает за обнаружение вражеских целей.
«Форд» способен развивать скорость более 30 узлов. А его экипаж составит около 4,5 тыс. человек.
Меньший на несколько сот человек экипаж по сравнению с авианосцами типа «Нимиц» появился благодаря уменьшению на 30% трудоемкости технического обслуживания систем нового корабля и более широкому внедрению автоматизации.
Интересно, что «Джеральд Форд» стал первым кораблем ВМФ США, полностью спроектированным в системе 3D-дизайна. Есть отличия от авианосцев прошлой серии и в его конструкции, хотя они и не столь радикальны. В частности, у новых кораблей более компактная надстройка, которая сдвинута к корме и вынесена за линию борта. При этом значительные изменения претерпела внутренняя компоновка корабля в целях «быстрого реконфигурирования внутренних объемов при установке новой аппаратуры».
Авианосцы нового типа предназначены для завоевания господства на море и в воздухе, нанесения воздушных ударов по морским и сухопутным объектам в целях подрыва военно-экономического потенциала противника, а также для поддержки сухопутных войск и обеспечения высадки крупных морских десантов, добавляет «Военно-промышленный курьер».
Сейчас в составе флота США 10 авианосцев.
Строительство авианосцев, как уже было сказано, дело дорогостоящее. Так, стоимость предыдущего американского авианосца «Джордж У. Буш» составила 6,2 млрд. долларов. В мире есть не так много стран, которые могут позволить себе содержать такую технику. А стран, способных еще и строить ее, и того меньше.
Помимо США, с недавних пор содержит авианосец Китай. Год назад местные ВМС приняли на вооружение свой первый корабль подобного класса - бывший советский «Варяг», проданный КНР Украиной. А получив его на вооружение, китайцы решили принять программу уже по строительству собственных авианосцев.
Что касается России, в боевом составе ВМФ страны сейчас находится только один авианосец - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Он был построен в 1985 году. Водоизмещение у него вдвое меньше, чем у «Джеральда Форда», экипаж - более чем вдвое меньше.
Специалисты давно говорят, что такая страна, как Россия, должна иметь больше авианосцев. Так, по мнению главнокомандующего ВМФ России с 1992-го по 1997 год адмирала флота Феликса Громова, в идеале минимум два авианосца стране нужны на Тихоокеанском флоте и один - на Северном. И это без учета вертолетоносцев типа «Мистраль», на которые была сделана ставка в последние годы.
При этом в прошлом году сообщалось, что Главкомат ВМФ России отправит на доработку проект первого российского атомного авианосца, разрабатываемого сейчас петербургским КБ ЦНИИ имени Крылова и Невским проектно-конструкторским бюро.
Как писали «Известия», концепция нового корабля уже успела устареть, с учетом ввода в строй американских авианосцев серии «Джеральд Форд» в ней нужно многое поменять. Выйти в море первый созданный в современной России авианосец, по плану, должен в 2020 году.
Денис Нижегородцев
11.11.2013 г.