РЖД, несмотря на жалобы о потере доходов из-за заморозки тарифов, не меняют своих планов по завоеванию греческого рынка. Монополия подала заявку на покупку сразу трех транспортных активов страны стоимостью 140 млн. евро. Выставленная цена высока, а отдача от проектов сомнительна, говорят эксперты.
РЖД, получив политическую поддержку, подали первичную заявку на приобретение транспортных активов Греции: железнодорожного перевозчика TrainOSE, ремонтной компании Rosco и морского порта Thessaloniki, заявил президент компании Владимир Якунин. По его словам, Греция собиралась решить вопрос о продаже этих активов до конца года.
Якунин ранее попросил главу государства разрешить участвовать РЖД в приватизации этих трех компаний. На днях председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что российские власти одобрили участие крупных российских компаний в приватизации греческих предприятий. При этом она указала не только на РЖД, но и на Газпром (который участвует в приватизации греческой газовой компании Depa). В выходе на греческий рынок заинтересована также Роснефть.
Греки ранее уже прислали РЖД информацию о стартовых ценах на активы: за TrainOSE просят 30 млн. евро, за Rosco - 10 млн. евро, за Thessaloniki - 100 млн. евро. В общей сложности монополия готова потратить чуть более 6 млрд. рублей на три актива. Международный тендер по приобретению железных дорог Греции был объявлен в июле этого года, и РЖД уже подали заявку. Приватизация греческого железнодорожного оператора TrainOSE будет проходить в два этапа: на первом этапе стороны должны официально выразить заинтересованность в участии в тендере, а в течение второго этапа так называемым квалифицированным участникам нужно будет предоставить обязывающие предложения по приобретению компании.
В случае положительного решения РЖД будут выходить на тендер в консорциуме с греческой Gek Terna, которая занимается реализацией инфраструктурных проектов в строительном и энергетическом секторах.
Предполагается, что после приватизации TrainOSE в частные руки также может перейти и ее материнская компания OSE, владеющая подвижным составом и инфраструктурой железных дорог Греции.
До 30 сентября также идет сбор заявок от претендентов на покупку 100% компании Rosco, занимающейся техническим обслуживанием подвижного состава и порта Thessaloniki (порт Салоники). РЖД претендуют и на эти активы. «Если учесть, что с TrainOSE покупаются одновременно и ремонтная компания Rosco, и морской порт Салоники, то можно говорить о приобретении целого транспортного комплекса: маршруты компании покрывают 1500 км железных дорог и 318 км автобусных дорог», - указывает газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов.
В частности, TrainOSE оперирует скоростными электричками из Салоников через Эдессу во Флорину, которые представляют собой действующее транспортное сообщение от южной границы Македонии к северо-восточному побережью Греции. Компания также занимается автобусными перевозками из Афин в Киато и Патры на побережье Коринфского залива Ионического моря, связывая столицу и восточное побережье Греции с западным, рассказывает эксперт.
Однако он указывает на высокую цену греческих активов. «Стоимость приобретения TrainOSE - 93 тыс. евро за километр железных дорог, что на 15% выше самых дорогих аналогов», - указывает Михаил Крылов.
«Приобретая активы в энергетике и транспорте, наши естественные монополии вкладываются в стратегически важные проекты, выражая тем самым направление географической экспансии и желание крупного капитала», - отмечает Михаил Крылов. Однако траты РЖД на дорогие активы в Греции, которая к тому же переживает серьезные экономические проблемы, не совсем экономически обоснованны.
«Покупка греческих активов происходит по биржевой цене, а не ниже рыночной, как в случае с европейскими активами в период долгового кризиса в ЕС. Лучше покупать активы, оцененные хуже остальных в своем секторе, как было с недвижимостью в США, а затем в Европе с близкими к дефолту зарубежными компаниями. А предложенная Грецией цена покупки находится наравне с американскими аналогами», - отмечает Михаил Крылов.
«Зарубежные проекты РЖД легче контролировать, чем внутренние, но не когда речь идет о Греции», - отмечает Михаил Крылов. По его словам, бизнес в Греции менее прозрачен, чем в западных странах, а рабочая сила - менее управляема.
К тому же возможность использовать близость к границам Македонии вряд ли представится в обозримом будущем, а без этого пассажирские перевозки в Греции имеют стратегическое значение только внутри страны, добавляет эксперт.
Особенно странно выглядит желание РЖД купить греческие активы по завышенной цене на фоне разразившихся жалоб компании на нехватку средств. Последние две недели РЖД активно жаловались на одобренную президентом идею заморозить тарифы на грузоперевозки в 2014 году, пригрозив сократить инвестпрограмму и уволить чуть ли не 60 тыс. сотрудников. РЖД насчитали убытков более чем на 90 млрд. рублей от заморозки тарифов. Даже МЭР попросило монополию не преувеличивать так сильно, оценив недополученную прибыль РЖД лишь в 77 млрд. рублей.
РЖД уже давно пытаются вести активную экспансию за рубежом. В частности, они реализуют проекты по строительству железных дорог в Ливии, Иране, Сербии, подобные проекты планируются в Индонезии и ОАЭ. Правда, экспансия в Ливию и Алжир оказалась неудачной. Но в конце 2012 года РЖД даже создали специальную компанию «РЖД Интернешнл», которая будет курировать проекты монополии за пределами России. До сих пор зарубежные стройки курировала «дочка» монополии «Зарубежстройтехнология».
TrainOSE - единственный греческий оператор грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Ежегодно перевозит около 4,5 млн. тонн грузов и 15 млн. пассажиров. Выручка в 2012 году - 140,7 млн. евро, прибыль от основной деятельности - 1,3 млн. евро.
Rosco была создана как независимое юридическое лицо в 2013 году путем отделения подразделения компании OSE («Организации железных дорог Греции», управляет греческой железнодорожной инфраструктурой), занимающегося техобслуживанием подвижного состава.
Порт Thessaloniki - один из двух основных портов Греции. В 2012 году грузооборот составил 4,4 млн. тонн и 317 тыс. TEU (контейнеры в 20-футовом эквиваленте), чистая прибыль - 5,13 млн. евро.
Ольга Самофалова
23.09.2013 г.