Мировой рынок авиаперевозок впервые за пять лет показал снижение объемов: по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, пассажирооборот авиакомпаний в сентябре снизился на 2,9%, грузооборот - на 7,7%. Украинская авиация пока остается в плюсе за счет слабой интегрированности в мировой авиапром. Но последствия мирового кризиса отразятся на Украине уже к концу этого года, прогнозируют эксперты.
В пятницу Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о падении в сентябре этого года показателей мировой отрасли авиаперевозок. Как отмечают в ассоциации, в сентябре пассажирооборот упал на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Объем выполненной авиакомпаниями коммерческой работы снизился почти во всех регионах мира - исключением стала лишь Латинская Америка. Но вместо двузначных цифр роста в последние месяцы там зафиксировано увеличение пассажирооборота всего на 1,7% (в августе - 11,9%). Еще большее падение показал мировой сектор грузовых авиаперевозок. Грузооборот в сентябре уменьшился на 7,7% - это самый низкий показатель с 2001 года. Наибольший вклад в падение внес рынок Азиатско-Тихоокеанского региона - он снизился на 10,6%.
По словам экспертов IATA, финансовый кризис только усугубляет и без того заметный спад в авиаиндустрии. «Мы не наблюдали такого падения трафика со времен вспышки атипичной пневмонии в 2003 году. Даже благоприятного известия о том, что нефть подешевела почти вдвое, недостаточно, чтобы компенсировать последствия снижения спроса»,- считает гендиректор IATA Джованни Бизиньяни. Он также отмечает, что убытки индустрии в этом году могут превысить сумму $5,2 млрд., которую ранее прогнозировала ассоциация.
Европейский рынок пассажирских авиаперевозок, по данным IATA, сократился на 0,5%, однако Европейская ассоциация авиаперевозчиков (AEA), в которую входят 35 крупнейших европейских авиакомпаний, объявила о более серьезном падении трафика в сентябре. По данным AEA, в сентябре пассажирооборот членов ассоциации снизился на 1,1%, в то время как еще в августе он вырос на 1,6%. Эксперты AEA указывают, что это первое падение уровня пассажирооборота с 1980-х годов и оно обусловлено экономическими факторами. «Мы полагаем, что в ближайшем будущем показатели не улучшатся»,- отмечает генеральный секретарь AEA Ульрих Шульте-Штратхаус.
Несмотря на мировой кризис, украинские авиакомпании до сих пор показывают высокие темпы роста объема перевозок. «Последствия кризиса в экономике наша отрасль еще не ощутила - наоборот, в связи со снижением цен на авиатопливо работать стало легче»,- говорит первый заместитель гендиректора «Днеправиа» Сергей Ткаченко. По его словам, украинские авиакомпании практически не связаны с западным рынком, поэтому мировой кризис в отрасли наших перевозчиков пока не затронул.
Впрочем, снижение - пока только темпов роста - в ближайшем будущем ожидает и украинский рынок. По данным Госавиаадминистрации, пассажиропоток за девять месяцев текущего года составил почти 5 млн. человек, что равно показателю 2007 года в целом. «Но в IV квартале рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составит всего 5%,- прогнозирует генеральный менеджер Amadeus (оператор рынка автоматизированного бронирования авиабилетов) Алексей Муровцев.- Для сравнения: в I квартале этого года прирост составил 20%». «Мы понимаем, что в будущем будет хуже, отрасль ощутит последствия кризиса примерно через месяц»,- соглашается Сергей Ткаченко. Впрочем, уже к середине следующего года кризис, по прогнозам Amadeus, сойдет на нет, и рынок вырастет примерно на 10%.
Антон Семиноженко; Алексей Екимовский, Тамила Джоджуа
27 октября 2008 г.
Динамика мировых авиаперевозок в сентябре по сравнению с сентябрем 2007 года
Регион |
изменение пассажирооборота, % |
коэффициент загрузки, % |
изменение грузооборота, % |
Африка |
-7,8 |
70,3 |
1,5 |
АТР |
-6,8 |
71,8 |
-10,6 |
Европа |
-0,5 |
77,3 |
-6,8 |
Латинская Америка |
1,7 |
73,5 |
-14,6 |
Ближний Восток |
-2,8 |
69,5 |
5 |
Северная Америка |
-0,9 |
79 |
-6 |
Всего по отрасли |
-2,9 |
74,8 |
-7,7 |
Источник: IATA