Минск не отдает российский бензин

Белоруссия и биржевые спекулянты сыграли не последнюю роль в росте оптовых цен на бензин. Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов недоволен, как Белоруссия исполняет свои обязательства. Предприятие «Белнефтехим» пытается самостоятельно распределять российское топливо, которое было получено на белорусских заводах, и оставляет его в своей стране, вместо того чтобы вернуть в Россию. В целом Минэнерго считает, что ситуация на нефтепродуктовом рынке начинает стабилизироваться.

На заседании штаба Минэнерго по мониторингу ситуации на нефтепродуктовом рынке, прошедшем на прошлой неделе, замглавы министерства Кирилл Молодцов обратил внимание на попытки концерна «Белнефтехим» самостоятельно распределять ресурсы российских компаний. В протоколе (копия есть у РБК daily) он указывает, что более 40% бензина, произведенного из давальческого сырья «Татнефти» в августе, якобы осталось на территории Белоруссии.

Кирилл Молодцов рекомендует «Татнефти» и другим нефтяным компаниям давальческое топливо поставлять в Россию, за исключением объемов, которые необходимы для обеспечения собственной сети АЗС в Белоруссии и на Украине. Он также попросил «Белнефтехим» предоставить в Минэнерго данные о плане и факте поставок в Россию в третьем квартале бензина, полученного из объемов давальческой российской нефти. В «Белнефтехиме» от комментариев отказались.

Согласно данным ИАЦ «Кортес», с начала года из Белоруссии было поставлено 646,4 тыс. т бензина и дизтоплива (см. таблицу). По словам аналитика ИФК «Солид» Артура Ахметова, по давальческой схеме работают, как правило, те российские компании, у которых есть АЗС в Белоруссии. Помимо «Татнефти» это ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и ТНК-BP (до объединения с «Роснефтью»). «Давальческая схема предполагает реэкспорт топлива в Россию. Но строгого надзора за соблюдением этого правила нет», - говорит эксперт.

Ранее Москва уже обвиняла Минск в том, что он не выполняет обязательства в рамках существующего нефтяного баланса. В июле объем продаваемых белорусами нефтепродуктов на СПбМСТБ снизился: белорусы предлагали свое топливо по более высокой цене с ориентировкой на Запад (на 1-2 тыс. за тонну выше стоимости российского топлива). Российских потребителей это не устроило.

Снижение поставок белорусского бензина, а также ряд других факторов (экспорт бензина, рост акцизов, ремонт на ряде заводов) привели к тому, что и российские оптовые цены подскочили на 20-30%. В настоящее время ФАС проводит проверку по этому поводу. Виновным в изъятии товаров с рынка нефтяным компаниям грозят многомиллиардные штрафы.

На заседании замминистра Кирилл Молодцов отметил снижение темпов производства и формирования запасов бензина «Сургутнефтегазом» и «Башнефтью», указано в протоколе к заседанию штаба. К началу сентября нефтяники должны создать запасы в объеме 1,7 млн. т бензинов и к началу ноября - 0,7 млн. т зимнего и межсезонного дизтоплива. «До достижения рекомендуемых объемов запасов считать экспорт высокооктановых бензинов нецелесообразным», - указано в протоколе.

Как рассказали РБК daily два участника встречи, у Минэнерго есть вопросы и к тому, как проходят торги на СПбМТСБ. В частности, министерство считает, что за резким ростом цен стоят спекуляции на рынке, а биржа плохо отслеживает этот процесс, говорит один из собеседников. В итоге на СПбМСТБ выросло количество сделок с перепродажей топлива. Кирилл Молодцов попросил петербургскую биржу предоставить анализ вторичных продаж участниками биржевых торгов в целях «определения спекулятивной составляющей». Старший управляющий директор СПбМСТБ Антон Карпов сказал РБК daily, что доля вторичных продаж небольшая: 7% - по бензину АИ-92 и 2,5% - по АИ-95.

Впрочем, Минэнерго причин для паники не видит. «Спекулятивный рост цен июля нивелирован. Сегодня мы не видим оснований для роста цен на рынке», - заявил министр Александр Новак по итогам заседания штаба, которое прошло в минувшую среду.

По данным Минэнерго, в последнюю неделю наблюдается снижение цен на оптовом рынке: на АИ-92 - на 5,5%, на АИ-95 - на 6,5%, нефтяные компании увеличили остатки топлива с 1,2 млн. до 1,5 млн. т, сократили экспорт нефтепродуктов с 210 тыс. до 50 тыс. т в месяц. «Ситуация с топливообеспечением в стране улучшилась, а динамику цен на топливном рынке удалось стабилизировать», - считает Александр Новак.

Получить комментарий представителя «Татнефти» не удалось.

benz1.jpg

Галина Старинская

23.08.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua