Михаил Корчемкин: Для транзита российского газа в Европу перспектив у украинской ГТС нет

Владелец консалтинговой компании East European Gas Analysis - о том, какая роль отведена украинской газотранспортной системе в геополитических планах РФ

Компания Nord Stream AG, оператор «Северного потока», 5 февраля сообщила о результатах технико-экономического анализа расширения мощности газопровода.

В компании подтвердили, что строительство еще одной или двух дополнительных ниток газопровода является экономически целесообразным. «Строительство возможно технически, экологически, а также с точки зрения привлечения финансирования», - сообщил вчера «Газпром».

Таким образом «Газпром» продолжает стремиться к отказу от транзита газа по украинской территории. Для этого уже используется газопровод «Северный поток», который состоит из двух ниток пропускной способностью 27,5 млрд. куб м газа в год каждая.

Также монополия, которая в рекламном ролике на российском ТВ позиционируется как «национальное достояние», продолжает активно развивать планы по реализации еще одного проекта в обход Украины - «Южный поток» мощностью 63 млрд. куб. м газа в год. Основной маршрут трубы пройдет по дну Черного моря от Анапы до Болгарии, потом через Сербию, Венгрию, Словению в Италию. Предусмотрены отводы в Хорватию, Боснию и Герцеговину.

В «Газпроме» признают: строительство «Южного потока» необходимо, чтобы отказаться от украинского транзита, контракт по которому с «Нафтогазом» истекает в 2019 году. «Южный поток» планируется вывести на полную мощность годом раньше. Однако планам «Газпрома» может помешать Еврокомиссия, у которой существуют неурегулированные противоречия по Третьему энергопакету. В таком случае российская монополия будет вынуждена реанимировать транзитные договоренности с Украиной.

Пропускная способность западных экспортных газопроводов России, млрд. кубометров/год

Газопровод

Мощность

Направление экспорта

Через Украину:

(млрд. куб. м)

Оренбург - Западная граница (Ужгород)

26

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Уренгой - Ужгород

28

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Ямбург - Западная граница (Ужгород)

26

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Долина - Ужгород, 2 нитки

17

Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия

Комарно - Дроздовичи, 2 нитки

5

Польша

Ужгород - Берегово, 2 нитки

13

Венгрия, Сербия, Босния

Хуст - Сату-Маре

2

Румыния

Ананьев - Тирасполь - Измаил, Шебелинка - Измаил, 3 нитки

26

Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония

Всего через Украину:

142

 

Через Белоруссию:

 

Ямал - Европа (Торжок - Кондратки - Франкфурт/Одер)

33

Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Англия

Кобрин - Брест

5

Польша

Всего через Белоруссию:

38

 

С.Петебург - Финляндия, 2 нитки

6

Финляндия

«Голубой поток» (проектная мощность)

16

Турция (возможны поставки в Грецию, Македонию)

«Северный поток» (проектная мощность)

55

Германия, Франция, Чехия и другие

Действующие газопроводы ВСЕГО:

257

 

Новые проекты (окончательное инвестрешение):

   

South Stream

63

Болгария, Сербия, Греция, Италия и другие

Прочие новые проекты:

   

«Северный поток»-3 и -4

55

Англия, Германия, Франция, Чехия и другие

Ямал - Европа-2

15

Польша, Словакия, Венгрия и другие

Новые газопроводы всего:

133

 

Запланированная мощность ВСЕГО:

390

 

Гарантированный объем экспорта в 2020-2025 годы:

158

 

Данные: East European Gas Analysis

О перспективах развития «газовых» отношений между Москвой и Киевом Forbes рассказал Михаил Корчемкин, владелец консалтинговой компании East European Gas Analysis, которая специализируется на финансовом анализе газопроводных проектов России и стран бывшего СССР.

- Как вы считаете, насколько благоприятны обновленные условия поставок российского газа в Украину?

- Режим наименьшего благоприятствования в российско-украинской газовой торговле резко сменился на режим наибольшего благоприятствования.

- Какие риски несет сложившаяся ситуация в газовых отношениях Москвы и Киева? Какой стороне она может быть выгодна?

- Пока действует контракт 2009 года, остается риск возвращения к прописанной в документе цене, которая сейчас превышает $500 за 1 тыс. куб. м. Российская сторона предпочитает иметь в контракте высокую цену и предоставлять скидки в обмен на определенные действия Киева. Наверное, такая ситуация устраивает президента Украины.

- Каковы перспективы украинской газотранспортной системы? Остается ли она привлекательным активом для «Газпрома» и Евросоюза? Почему?

- С точки зрения транзита российского газа в Европу перспектив у украинской ГТС нет. При этом «Газпром» очень заинтересован в украинской ГТС, поскольку контроль над этим активом может полностью ликвидировать конкуренцию на газовом рынке Украины. Для Евросоюза наибольший интерес представляют подземные хранилища газа на западе страны.

- Как «Нафтогазу» минимизировать потери от сокращения транзита российского газа, повысить эффективность эксплуатации ГТС, чтобы она приносила прибыль?

- Контракт 2009 года предусматривает транзит в Европу в объеме не менее 110 млрд. куб. м в год. Из этой цифры и должен исходить «Нафтогаз» при расчете транзитных тарифов, чтобы уменьшить свои потери. Теоретически, транзитные мощности могут быть востребованы в большем объеме, например, в случае аварии на «Северном потоке» или подводящих газопроводах на территории России. На мой взгляд, украинская сторона очень сильно недооценивает свои подземные газохранилища, которые фактически заменяют два газопровода большого диаметра из Западной Сибири в Евросоюз.

- Есть ли сейчас смысл в создании газотранспортного консорциума (двух- или трехстороннего) для модернизации и управления украинской ГТС?

- Смысла в газотранспортном консорциуме сейчас нет, но, как я уже сказал, «Газпром» может быть заинтересован в контроле украинской ГТС для получения монопольного положения на газовом рынке страны.

- В Украине будет новое правительство. Как ему эффективнее всего развивать отношения в газовой сфере с Москвой и Брюсселем?

- В последние десять лет Россия очень сильно политизирует газовые отношения, и я думаю, что в ближайшие годы взгляды российского руководства не изменятся. Газовые вопросы решаются проще, если к ним подходить с коммерческой точки зрения, но сделать это будет очень трудно.

- Какие проблемы для украинского газового рынка вы считаете наиболее важными? Каков, по-вашему, оптимальный сценарий их разрешения украинской властью?

- На мой взгляд, доля субсидируемых потребителей газа на украинском рынке сильно завышена, что создает дополнительные проблемы с получением денег за поставленный газ. Правительственная программа развития газового рынка Украины должна учитывать полное прекращение транзита российского газа через 4-5 лет.

Наверное, имеет смысл обсуждение возможности транзита среднеазиатского газа через территорию России. Переговоры по восстановлению международного транзита газа в РФ можно вести, например, в рамках Всемирной торговой организации.

Светлана Долинчук

6 февраля 2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua