МЭРТ сокращает стимулы для «зеленых» производителей

Следуя договоренностям со Всемирной торговой организацией (ВТО), Минэкономразвития предлагает урезать стимулы для отечественных производителей оборудования альтернативной энергетики, вопреки их интересам и пожеланиям.

МЭРТ разработало законопроект для усовершенствования механизма стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии. Этим документом предусматривается внесение изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» и уменьшение размера «местной» составляющей при установлении «зеленого» тарифа для объектов возобновляемой энергетики с 50% до 25% (см. справку), сообщают Экономические Известия.

По мнению разработчиков законопроекта, такие изменения будут способствовать выполнению Украиной международных обязательств, которые предусмотрены договором о членстве во Всемирной торговой организации.

Кроме того, документ направлен на расширение возможностей для доступа на рынок альтернативной энергетики зарубежных инвесторов, что также станет стимулом для развития внутреннего производства и улучшения инвестиционного климата.

Однако компании, которые производят оборудование для объектов альтернативной энергетики, против сокращения «местной» составляющей. Они подписали обращение к премьеру Николаю Азарову и спикеру Верховной Рады Владимиру Рыбаку, в котором призвали к обязательному выполнению требования о местной составляющей, которая по сейчас должна составлять не менее 50% (то есть при реализации проектов альтернативной энергетики должно быть использовано не менее половины оборудования украинского производства).

По мнению авторов обращения, именно сейчас в Украине сложились благоприятные условия для восстановления и развития собственного высокотехнологичного промышленного производства для энергетической отрасли.

«У Украины есть выбор: или поддерживать иностранных производителей, или пойти путем экономически независимых стран, которые думают о будущем своей промышленности и хотят обеспечивать стабильное наполнение национальных бюджетов», - констатируют они.

Кроме создания рабочих мест, среди преимуществ обязательной «местной» составляющей авторы обращения отмечают восстановление энергетического машиностроения в Украине, а также развитие науки и профильного образования - в частности, сейчас промышленники ведут переговоры с некоторыми вузами о создании групп студентов с углубленным изучением отрасли возобновляемой энергетики. Зато отмена «местной» составляющей, по их мнению, приведет к разрушению того, что уже создано.

Комментируя перспективы законодательных изменений, Сергей Дубовик, заместитель председателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению, сообщил, что вариант полного отказа от такого стимулирующего механизма в Кабинете Министров не рассматривают.

При этом сейчас продолжаются переговоры с Энергосообществом, которое ранее выдвинуло требование о полной отмене подобной практики. Но после обсуждений с украинской стороной, в этой организации изменили требования и стали говорить о необходимости сократить «местную» составляющую с 50% до 20-25%.

«Инвестор всегда будет искать там, где дешевле, - это нормальная логика инвестора. Наша задача - совместить выгоды инвестора с удобствами для государства», - отмечает Юрий Колмыков, председатель комиссии по развитию энергетики и энергосбережения Украинского союза промышленников, и предпринимателей (УСПП).

В сложившихся обстоятельствах, как отмечает заместитель директора по научным вопросам Института возобновляемой энергетики НАН Украины Виктор Резцов, государство должно защищать национальных производителей оборудования от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных компаний. Он полагает, что Украина способна поэтапно добиться значительной локализации производства оборудования для возобновляемой энергетики. Поэтому «местную» составляющую, как считает ученый, можно поэтапно наращивать до 50% и более.

К объектам альтернативной энергетики, которые претендуют на применение «зеленого» тарифа (когда единица энергии, произведенная из возобновляемых источников: солнца, ветра, воды и биомассы, закупается у производителей значительно дороже традиционного киловатта), украинским законодательством установлены требования относительно обязательной закупки части товаров и работ украинского происхождения:

- Размер местной составляющей для объектов электроэнергетики, которые производят электроэнергию из энергии ветра, солнечного излучения и биомассы, строительство которых начато после 1 января 2012 г., и которые введены в эксплуатацию после 1 июля 2013 г., устанавливается на уровне не менее 30%, а для объектов электроэнергетики, которые производят электроэнергию из энергии ветра, солнечного излучения и биомассы, строительство которых начато после 1 января 2012 г., и которые введены в эксплуатацию после 1 июля 2014 г., - на уровне не менее 50%.

- Размер местной составляющей для объектов электроэнергетики, которые производят электроэнергию из биогаза, строительство которых начато после 1 января 2012 г., и которые введены в эксплуатацию после 1 января 2014 г., устанавливается на уровне не менее 30%, а для объектов электроэнергетики, которые производят электроэнергию из биогаза, строительство которых начато после 1 января .2012 г., и которые введены в эксплуатацию после 1 января 2015 г., - на уровне не менее 50%.

Светлана Долинчук

21 ноября 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua