Украинский производитель грузовой техники АвтоКрАЗ получил крупнейший за последние годы госзаказ по обеспечению украинской армии военной техникой. Впервые за много лет предприятие работает в три смены семь дней в неделю. С учетом поставок для украинской армии, до конца года Кременчугский завод загрузит свои мощности почти на 100%. На предприятии говорят, что могли бы выпускать еще больше автомобилей, но часть военного заказа досталась предприятиям Беларуси и России.
В интервью ЛІГАБізнесІнформ начальник управления по продажам АвтоКрАЗа Владислав Лисица рассказал, какие машины АвтоКрАЗ готовит для армии и почему в правительстве предпочитают российскую и белорусскую технику украинской.
- В июле Национальная гвардия получила пять грузовиков КрАЗ-5233 «Спецназ». Министр внутренних дел Арсен Аваков обещал, что в течение 10 дней будет поставлена следующая партия, в которой уже будут и бронированные грузовики, а также первый бронеавтомобиль MRAP-класса Shrek (на фото ниже). Эта техника поставлена?
- По госзаказу для армии производим сейчас автомобили «Солдат», «Спецназ» - для перевозки личного состава. Также выпускаем тягачи для перевозки бронетранспортеров, бронеавтомобили, тяжелые противоминные защиты и легкие бронеавтомобили (как с максимальной тяжелой защитой, так и автомобили для патрулирования и ведения разведывательных действий).
Справка: В июле АвтоКрАЗ выпустил первые экземпляры бронеавтомобилей «Спартан» и «Куга». В следующем месяце начнется серийная поставка этих броневиков украинской армии. Сколько закупят бронеавтомобилей - не сообщают.
- О каких объемах идет речь?
- Мы не можем оглашать цифры, но речь идет о нескольких сотнях машин.
- Сколько машин вы уже передали армии?
- 40 единиц.
- Каков объем заказа в денежном выражении?
- Сумму мы не разглашаем. Могу сказать, что отпускная стоимость автомобилей («Солдат», «Спецназ») гораздо ниже белорусских аналогов МАЗ.
- На сколько дешевле?
- Около 7%.
- По техническим характеристикам ваши автомобили сопоставимы с зарубежными аналогами?
- Год назад АвтоКрАЗ выиграл тендер на поставку базового автомобиля для армии Таиланда. В ходовых испытаниях тогда участвовало 15 производителей. Когда увидели испытательную полосу, все производители, кроме MAN и КрАЗа, снялись. В результате MAN прошел только половину дистанции. МАЗы там тоже присутствовали - это дорожный автомобиль, который, в принципе, для условий военных действий неприменим.
Справка: Согласно данным Вестника госзакупок, в июле МВД Украины заключило контракт с Минским автозаводом о поставке 44 военных автомобилей на общую сумму 39,74 млн. грн. Речь идет о поставке грузовиков для перевозки личного состава и тягачей для транспортировки вооружения. Военные автомобили МАЗ должны поступить на вооружение Национальной гвардии Украины до конца текущего года.
- Вы раньше выпускали технику для украинской армии, или сейчас приходится налаживать производство с нуля?
- Последние десятилетия мы, к сожалению, украинскому государству не были нужны. Машины, которые мы поставляем украинской армии, в течение многих лет успешно участвуют в военных операциях ООН. И в Ираке, и в Афганистане. Только в собственном государстве мы почему-то не были востребованы.
- Заказ уже профинансировали?
- Государство не может платить 100% предоплаты. Действуем в рамках правил, предусмотренных госзакупками. Окончательный расчет за поставленную технику будет осуществлен после поставки, приемки, подписания акта приема-передачи технической инспекции.
- Когда рассчитываете получить деньги?
- По разным договорам, программа поставок техники рассчитана до конца года. Беспокоит то, что часто наше государство наплевательски относится к оплате поставок техники для силовых структур. МЧС уже более пяти лет не может погасить 6 млн. грн. долга за поставленные машины.
- Вы опасаетесь, что вам не заплатят?
- Сейчас не то время, чтобы пытаться избегать таких рисков. Надеемся, что в этот раз с нами так не поступят.
- Насколько загружен сегодня завод?
- Работаем в три смены, включая субботу-воскресенье. До госзаказа завод работал в полторы смены пять дней в неделю.
- Получается, госзаказ позволил вам увеличить объемы более чем вдвое…
- Объемы увеличились не только за счет заказа силовых структур Украины. У нас сейчас есть новые контракты на поставку техники в нефтегазовую отрасль Туркменистана (в августе должна быть поставлена партия полноприводных самосвалов КрАЗ-65032 колесной формулы 6х6) и Азербайджана.
- Какие планы по производству до конца года?
- Планируем производить 300 машин в месяц.
- Какой техники сегодня не хватает армии из того, что вы могли бы выпускать?
- Мы бы хотели, чтобы Минобороны обратило внимание на наши новые бескапотные шасси 8Х8, которые могут полностью заменить тягачи российского и белорусского производства. Их можно использовать для тяжелых установок залпового огня и тактических ракет. Они стоят примерно на 1 млн. российских рублей дешевле, чем аналог из Беларуси и РФ. Но заказали около 50 машин в России, хотя мы с ними воюем, а нам говорят «зайдите послезавтра».
- Вы представили на выставке Eurosatory 2014 бронированный автомобиль KrAZ-MPV Shrek One. В Украине будут эти машины?
- Да, будут. В нескольких модификациях: как скорая помощь, как машина для разминирования и как машина для перевозки сил спецназначения.
- Когда они появятся у армии и в каком количестве?
- Не могу комментировать.
- Сколько стоит такая машина?
- Ближайший аналог - бронеавтомобиль Iveco. Наша машина вдвое дешевле.
- Какова доля комплектующих из России в структуре вашей продукции? Чем вы их заменяете?
- Была очень небольшая доля. В основном это двигатели и сопутствующие детали. Сейчас все модели привязаны к двигателям Cummins, DEUTZ. В любой момент мы можем устанавливать двигатели европейских и мировых производителей.
Справка: В 2013 году КрАЗ выпустил 930 автомобилей. В июне Кременчугский автозавод произвел 102 автомобиля (на 7,4% больше, чем было произведено в мае). Из общего количества изготовленных автомобилей для Украины произведено 10,8%, дальнего зарубежья - 68,6%, РФ - 20,6%. В целом за первое полугодие КрАЗ выпустил 479 автомобилей (+50% к первому полугодию прошлого года). По словам гендиректора АвтоКрАЗа Романа Черняка, без привлечения финансирования мощности завода позволяют выпускать до 3000 автомобилей в год.
Денис Кацило
25.07.2014 г.