Торговое давление РФ на Украину в связи с возможным подписанием соглашения об ассоциации с ЕС нарастает. Теперь под ударом автопром.
Вслед за введением утилизационного сбора, РФ грозит украинцам пошлинами на автомобили. По оценкам экспертов, это станет болезненным ударом для отечественных автосборщиков, которые будут окончательно вытеснены с ключевого экспортного рынка. Пострадает и потребитель - если импортер не придумает, как нивелировать пошлину, модели зарубежных брендов, которые собирают на российских заводах, подорожают.
На минувшей неделе, президент России Владимир Путин предупредил: РФ будет защищать свой рынок от украинских товаров, которые могут хлынуть на него после создания зоны свободной торговли Украины с Евросоюзом. «Мы оставляем за собой право использовать протокол номер шесть договора о ЗСТ, чтобы защитить свой рынок. Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров, но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли», - сказал он. «То есть товары украинского производства будут поставлены в то же положение, как и всех других стран мира - членов ВТО», - заявил Путин.
Это значит, что на транспортные средства, собранные в Украине будет распространяться 10-процентная ставка пошлины при ввозе в Россию.
Российский рынок очень важен для украинских производителей, а также для тех зарубежных компаний, которые налаживают сборку своих автомобилей в Украине в надежде в будущем выходить и на российский рынок, - считает старший аналитик инвестиционной компании Арт Капитал Алексей Андрейченко. В первую очередь это касается китайских компаний, активно организующих сегодня сборку своих авто в Украине. Они не скрывают главную цель: выход на российский рынок. (Подробнее: Новый игрок. Зачем JAC начинает сборку легковых авто в Украине)
«В прошлом, объем экспорта в Россию доходил до 40% объема производства отдельных предприятий, таких как Богдан Моторс и ЗАЗ. Сегодня, на украинские автомобили распространяется утилизационный сбор, который может составлять 8-12% от стоимости легкового автомобиля и до 30% стоимости грузового автомобиля. Введение этого утилизационного сбора в России в сентябре прошлого года сократило поставки автомобилей в Россию в 4-5 раз», - говорит Алексей Андрейченко.
По его словам, уравнение в правах российских производителей и импортеров в 2014 году (С 1 января 2014 г, вступает в силу закон, по которому российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях, - ред). ) не восстановит спрос на украинские автомобили. Это связано с тем, что российское правительство компенсирует своему автопрому отмену утилизационного сбора. На эти цели планируется потратить 99 млрд. рублей (около $3 млрд.), что примерно примерно соответствует сумме выплат утилизационного сбора.
«Если в дополнение к этому будут введены стандартные импортные пошлины на украинские автомобили, то это полностью перекроет российский рынок. Объем производства в Украине может снизиться еще на 4-5 тыс. автомобилей в год, что составляет около 10% от объема производства легковых автомобилей, ожидаемого в 2013 году», - прогнозирует эксперт.
С ним соглашается руководитель отдела сбыта легковых автомобилей Volkswagen, компании Порше Украина, Сергей Носенко: «Экспорт в Россию украинского автопрома за последнее время и так сократился значительно, дополнительная пошлина просто его закроет». (Читайте также: Чем обернется ассоциация с ЕС для авторынка)
Напомним, свою продукцию на российский рынок поставляет корпорация Богдан и ЗАЗ (входит в структуру корпорации УкрАвто). В общем объеме украинского автопроизводства, доля экспорта в Россию составляет около 39%.
Представители автопроизводителей отказались комментировать корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ возможные потери в связи с введением в РФ пошлин на свои авто. Однако, ранее сообщалось, что за пять месяцев 2013 года продажи автомобилей ЗАЗ сократились в России на 67%, до 1641 машины, автомобилей корпорации Богдан - на 65%, до 1186 штук.
По данным Арт Капитал, на долю автомобилей российской сборки приходится 13% всего автоимпорта в Украине. В числе ходовых моделей, произведенных на российских заводах - Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo седан, занимающие верхние строчки в рейтинге автопродаж. Кроме того, есть еще вазовская продукция, которая все еще популярна в Украине.
«Если РФ введет пошлину на украинские автомобили, Украина также согласно протоколу №6 к соглашению о зоне Свободной торговли СНГ, введет пошлину на российские авто, - прогнозирует Олег Назаренко. - Взаимная пошлина будет на уровне 10%, иномарки произведенные в РФ (с локализацией 50%) утеряют свое преимущество по нулевой пошлине».
«Конкуренция на украинском рынке ужесточится, - подтверждает Алексей Андрейченко. - Это ощущается уже сегодня, после того, как Богдан Моторс и ЗАЗ сосредоточились на украинском рынке».
Если Украина предпримет ответные шаги и зеркально увеличит ставку пошлинного сбора на российские автомобили, цены на такие транспортные средства вырастут, а размер подорожания будет зависеть от способности материнской компании удержать цены на прежнем уровне.
«Учитывая недавнее введение специальных пошлин и утилизационного сбора, можно предположить, что большинство российских производителей увеличит ввозную стоимость на всю сумму пошлины. Могут быть пересмотрены модельные ряды, а также доступные опции, чтобы сделать ассортимент более доступным покупателю, после роста цен», - прогнозирует Алексей Андрейченко. С ним соглашается Олег Назаренко: «На определенные модели цена увеличиться, так как импортер не сможет эти затраты компенсировать».
Избежать подорожания можно, если импортер переориентируются на импорт этих же авто из стран ЕС. «Импортер мог бы поставлять те же модели с европейских заводов, учитывая, что после подписания соглашения об ассоциации предусмотрен режим либерализации пошлин. То есть, ежегодно пошлина будет снижаться на 1%, на протяжении 10 лет. Однако количество автомобилей для ввоза авто по уменьшенным пошлинам в Украину из европейских стран ограничено 45 тыс. единицами в год. Пошлина на все автомобили, завезенные после превышения объема, станет максимальной - сейчас это 10%. Таким образом, цену уменьшить не дадут», - уверен Назаренко.
Украинские импортеры, поставляющие некоторые модели из России уверяют: если Украина введет ответные меры и установит пошлину на автомобили российской сборки, они утратят свое ценовое преимущество и импорт автомобилей из РФ, фактически закроется.
«Импортировать Polo седан (собирается в Калуге - ред.) станет просто невыгодно, - говорит Сергей Носенко, представляющий Volkswagen в Украине. - Мы не исключаем, что придется отказываться от поставок Polo седан из России и переориентироваться на поставки из Европы».
Денис Кацило
01.11.2013 г.