Макродороги изменят Россию

Каждый из 10 макрорегионов будет развивать то, чем богат, следует из последней версии Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. Минэкономразвития. Тогда в ближайшие 13 лет ВВП страны должен вырасти в 2,4 раза.

Центральный макрорегион будет развивать науку, туризм. В инновационном направлении движется и Северо-Западный макрорегион: Санкт-Петербург будет тянуть за собой Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области. Здесь будут развиваться ВПК, судо- и автомобилестроение, экологический туризм. Преимущества Центрального Черноземья - плодородная почва, железные руды. Север останется сырьевым: приоритет - добыча нефти и газа, рыболовство. Юг продолжит развивать сельское хозяйство, туризм, сконцентрируется на борьбе с терроризмом и миграции избыточного населения в трудодефицитные регионы. Поволжье и Урал займутся обработкой, а Дальний Восток - геологоразведкой, авиа- и судостроением, ВПК, Сибирь - ресурсодобычей, а крупные города Западной Сибири станут ведущими инновационными центрами.

Развитию преимуществ территорий мешают плохие дороги или их отсутствие. Бизнес готов инвестировать в Туву, приводит пример помощник министра регионального развития Федор Щербаков, но из-за отсутствия железной дороги (она проектируется) это невозможно. Главное - спланировать единую транспортную сеть, уверен Щербаков.

Агропромышленному и горно-металлургическому комплексам Центрального Черноземья низкая пропускная способность дорог мешает интегрироваться в глобальную экономику. Центральный регион должен развиваться так же быстро, как Москва, но для этого опять же надо решить транспортный вопрос.

Санкт-Петербургу необходимо расширять транспортное окно в Европу. Наличие в Северном регионе двух крупных портов открывает большие возможности для экспорта природных ресурсов. Но до моря доехать сложно.

Южный регион будет развивать порты и скоростное сообщение между городами. Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области интегрируют транспортные системы в Большое Средиземноморье - но для этого их надо создать.

Поволжью нужны мосты через Волгу и магистраль вдоль нее. Уральскому региону - коридоры до Поволжья, центра и портов, железные и автодороги. Экономика Западной Сибири неконкурентоспособна без оптимизации транспортных тарифов.

Восточной Сибири предстоит обеспечить транзит между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока выделено в региональной части концепции в отдельную цель: кроме дорог, там еще мало людей, которых надо в эти регионы привлечь.

По оценкам «Ренессанс капитала», на реализацию только заявленных государством приоритетных транспортных проектов до 2020-2030 гг. потребуется более $750 млрд, из которых 75% - на автодороги. И это по минимуму: даже при планируемом строительстве 451 000 км автодорог их плотность к 2020 г. будет вдвое меньше сегодняшнего уровня Канады и втрое - Китая.

Акцент на транспортную инфраструктуру сделан по двум причинам, говорит директор Института региональной политики Булат Столяров: состояние дорог не соответствует целям экономического роста, а разработка концепции совпала с подготовкой программных документов Минтранса.

Ольга Кувшинова, Надежда Иваницкая

18.03.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua