Испанская авиакомпания Iberia находится на грани выживания, сообщила владеющая ею International Airlines Group (IAG). Она намерена сократить почти четверть сотрудников испанского авиаперевозчика, чтобы увеличить прибыль на 600 млн. евро в ближайшие три года. Против реструктуризации выступили испанские профсоюзы.
IAG появилась в начале 2011 года в результате объединения British Airways и Iberia. Испанский перевозчик был проблемным еще до смены владельцев, и IAG пока не преуспела в спасении компании: Iberia не выдерживает конкуренции с лоукостерами в Европе и с латиноамериканскими авиакомпаниями на межконтинентальных маршрутах. Экономический кризис в Испании только усугубил проблемы: за девять месяцев этого года убытки Iberia достигли 262 млн. евро. Прибыльная British Airways не позволяет полностью компенсировать эти потери, поэтому IAG ждет убытка в 120 млн. евро по итогам всего года. С января 2011 года акции холдинговой компании подешевели на 40%.
«Iberia ведет битву за выживание, и мы трансформируем ее, чтобы сократить издержки и позволить ей получать прибыль в будущем», - заявил глава IAG Уилли Уолш. Авиакомпания «прожигает» по 1,7 млн. евро в год, все ее маршруты убыточны, добавил гендиректор Iberia Рафаэль Санчес-Лосано. В итоге Iberia намерена сократить 4,5 тыс. своих сотрудников - почти 25% от их общего числа. Кроме того, AIG пообещала уменьшить на 25 самолетов авиапарк испанского перевозчика (сейчас 110), отказаться от наиболее невыгодных маршрутов и части наземного обслуживающего бизнеса. Все эти меры должны позволить за три года увеличить прибыль Iberia на 600 млн. евро.
IAG не единственная на рынке авиаперевозок прибегает к увольнениям. Крупнейшая европейская авиакомпания Air France-KLM объявила в конце октября о планах сократить 1,3 тыс. сотрудников своего голландского подразделения, после того как уже начала сокращать 5 тыс. работников своего более крупного бизнеса во Франции. Немецкая Lufthansa сейчас находится в процессе ликвидации 4,5 тыс. рабочих мест.
В случае с Iberia, однако, ситуация осложняется не только убытками, но и сильными позициями испанских профсоюзов, которые уже пообещали саботировать объявленный авиакомпанией план. «Мы совершенно поражены планом, который направлен на уничтожение Iberia», - заявил представитель испанского профсоюза пилотов Sepla Хусто Пераль. В конце прошлого года летчики провели несколько забастовок в знак протеста против создания бюджетного подразделения Iberia Express, сотрудники которой получают меньше, чем в основной компании. Власти Испании пытаются урегулировать ситуацию и до окончательного ее решения запретили пилотам бастовать.
Руководство IAG рассчитывает согласовать все аспекты запланированной реструктуризации до 31 января следующего года. В противном случае там грозят еще большими сокращениями рабочих мест и издержек. «Хотя перемены, предложенные для Iberia, радикальны, они отражают масштаб и глубину проблем там. Эти проблемы носят системный характер и начались еще до текущего экономического кризиса», - отметил в своем отчете аналитик банка Espirito Santo Джеральд Ку.
Андрей Котов
12 ноября 2012 г.