Лицом к атому: приоритеты Украины в ядерной энергетике

Правительство Украины пересматривает подходы к обеспечению энергетической безопасности государства. Этому способствовал затянувшийся конфликт с Россией, которая превратилась из партнера в агрессора. Прежде всего наша власть решила активизировать работу по замещению природного газа электроэнергией, особенно в сельской местности. И резервы для такого замещения есть: украинская атомная энергетика в свои лучшие годы производила не менее 50% дешевой электроэнергии в стране. А в последние несколько лет ее доля едва достигает 47%.

Министерство энергетики и угольной промышленности приняло решение пересмотреть Энергетическую стратегию Украины до 2030 года, утвержденную год назад, и предусмотреть в ней приоритетное развитие ядерной энергетики. Во властных коридорах все громче звучат мнения, что долю ядерной электроэнергии в общем объеме необходимо увеличивать. В качестве примера фигурирует Франция, в которой 75% электроэнергии производится на АЭС.

Если стране реально потребуется больше электроэнергии, то НАЭК «Энергоатом» ожидает, что прежде всего снизятся диспетчерские ограничения на производство ядерной электроэнергии, из-за которых сегодня простаивают мощности украинских АЭС. Вместе с тем увеличится и доход самой компании. А потом потребуется и реальная работа по увеличению мощностей.

Все это не может не радовать, причем не только атомщиков, но и десятки, если не сотни тысяч других квалифицированных специалистов. Ведь ядерная энергетика является высокотехнологичной и наукоемкой отраслью. И ее развитие влечет за собой оживление смежных отраслей, таких как энергетическое машиностроение, приборостроение, научно-техническая сфера.

Первый шаг в этом направлении был сделан 11 марта 2014 года, когда министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан издал приказ №238 «О неотложных мерах по стабилизации финансового состояния отрасли и предотвращению коррупции». Документ способствовал урегулированию финансового состояния госпредприятий, которые за последние два-три года из приносящих прибыль превратились в убыточные. Среди них и оператор всех украинских АЭС - НАЭК «Энергоатом».

За первое полугодие 2014 года НКРЭ дважды повысила тариф на электроэнергию, производимую НАЭК «Энергоатом», увеличив его суммарно на 30% по сравнению с тарифом на начало текущего года. 15 мая 2014 года парламент Украины принял законы о ратификации гарантийного соглашения между Украиной, ЕБРР и «Евроатомом» о предоставлении кредитов для повышения безопасности украинских АЭС общим объемом 600 млн. евро. Эти соглашения Верховная рада не могла ратифицировать целый год после подписания.

Таким образом, в 2014 году впервые за последние несколько лет «Энергоатом» будет иметь в полной мере финансовые ресурсы для реализации Комплексной (сводной) программы повышения безопасности украинских АЭС и выполнения мероприятий по продлению срока эксплуатации энергоблоков.

В приказе Минэнергоуголя от 11 марта нынешнего года также есть поручение подготовить изменения в закон Украины «Об основах функционирования рынка электроэнергетики Украины», принятый старой властью. Правительство Азарова собиралось удерживать низкие цены на электроэнергию для населения за счет двух госкомпаний: НАЭК «Энергоатом» и «Укргидроэнерго». Согласно ст.25 «О Фонде выравнивания стоимостного дисбаланса» данного закона, только эти компании должны были наполнять Фонд и оплачивать популистские социальные инициативы правительства. Частные же энергетические компании, работающие в тепловой энергетике и секторе возобновляемых источников энергии, от этого бремени освобождались.

Последствия подобного подхода для крупнейших государственных энергокомпаний не учитывались. А, возможно, кто-то рассчитывал, что после банкротства их можно было бы за низкую цену продать частным лицам. И тарифы для населения все равно бы выросли, только доходы шли бы уже в частный карман. Сегодня изменения в этот закон готовятся с учетом предложений Всемирного банка и Европейского Энергетического Сообщества, и они будут гарантировать недопущение дискриминации государственных энергогенерирующих компаний.

Наконец-то сдвинулся с мертвой точки и проект строительства Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива для трех украинских АЭС: был выделен земельный участок в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. От принятия данного закона о размещении ЦХОЯТ до практических шагов прошло два года.

4 июля 2014 года правительственный комитет по социально-экономическому развитию и вопросам международного сотрудничества рассмотрел финансовый план НАЭК «Энергоатом» на 2014 год и дал министерствам ряд протокольных поручений, касающихся развития ядерно-промышленного комплекса.

Сегодня уже всерьез обсуждается вопрос корпоратизации НАЭК «Энергоатом». Для совместного строительства новых энергоблоков рассматривается привлечение стратегического инвестора. Понятно, что это компании не из Российской Федерации. Специалисты занимаются мониторингом того, какой объем товаров и услуг покупается у отечественных производителей для модернизации и повышения безопасности украинских АЭС.

Можно сказать, что появились все предпосылки, чтобы отечественный ядерно-промышленный комплекс стал той движущей и к тому же инновационной силой, которая вытащит нашу экономику из кризиса. Насколько хватит политической воли поддерживать развитие стратегической государственной отрасли у сегодняшних власть предержащих - вот основной вопрос. Ведь до сих пор все предшественники поддерживали олигархические энергетические бизнесы.

Ольга Кошарная - директор по вопросам информации и связей с общественностью, дирекция ассоциации «Украинский ядерный форум»

5.08.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua