Украинским водителям снова не везет: пока в цивилизованном мире стоимость бензина упали почти на четверть, украинские АЗС из-за только за последнюю неделю дважды меняли цены, правда, в сторону повышения.
В итоге литр топлива у большинства национальных операторов прибавил в цене около гривны, вернувшись к рубежу 17 грн. за литр. И говорить, что цены на этом остановятся, пока слишком рано.
Причина текущего подорожания не нова. Для рынка по-прежнему ключевыми факторами являются внешние котировки на нефтепродукты и стоимость валюты, за которую покупается импортный бензин и дизельное топливо .
О происходящем на внешнем рынке наверное слышал и знает уже каждый . Со второй половины лета стоимость нефти устремилась вниз, потеряв за несколько месяцев четверть стоимости.
С того времени баррель эталонного сорта Brent уже месяц как дефилирует между $80 и $85. На зависть остальному миру в США даже успели констатировать, что литр бензина стал дешевле литра молока - $3/галлон (около $0,79/литр).
Следовать мировому тренду нашему рынку нефтепродуктов пытались помочь и премьер Арсений Яценюк и Антимонопольный комитет. Однако и без помощи чиновников владельцы АЗС снизили цены в октябре. Правда, это снижение оказалось ниже ожиданий из-за проблем с покупкой валюты. Но никто не мог предположить обвала, который произошел с гривной сразу после выборов.
Предпосылки того, что НБУ не контролирует ситуацию на валютном рынке, появились еще в начале осени, когда импортеры впервые столкнулись с дефицитом доллара. Зафиксированный НБУ курс американской валюты на уровне 12,95 грн./$ не служил индикативом: реальный курс доллара был на 0,5-1 гривну выше . А сразу после выборов импортерам предлагалось приобрести доллар по 14-14,5 грн. Аналогичная спекуляция была с евро.
Уже в начале ноября стало ясно, что украинским водителям не достичь американской мечты -дальнейшего снижения цен на топливо не будет.
Обвал гривны на минувшей неделе вовсе остановил топливный рынок. После того как НБУ отпустил гривну в «свободное плаванье», внедрив с 3 ноября «голландские аукционы» по продаже валюты для получения индикативных курсов, обменники получили новые курсы, а импортеры - новые проблемы.
За считанные часы 4 ноября котировки доллара на межбанке достигли спекулятивной «реальной» стоимости валюты в 14-15 грн., тем самым остановив рынок крупного и мелкого опта. Происходящее с валютой в последующие дни заставило нефтяников дважды откорректировать цены на заправках.
Итоги торгов на межбанке 11 ноября дает неутешительный прогноз для дальнейшего развития ситуации с ценами на АЗС. При рыночном курсе доллара в 16,20-16,80 следует ожить дальнейшего повышения цен на бензин и дизельное топливо.
Впрочем, существуют и более простые рецепты, как сгладить ситуацию на рынке нефтепродуктов. Если правительство не сможет навести порядок на финансовом рынке, можно перевести и зафиксировать акцизы на топливо в гривне (сейчас 98 -128 евро на тонну - ред. ). Тогда с каждым витком европейской валюты потребитель нефтепродуктов не переплачивал бы в госбюджет дополнительные 50 коп за каждый литр купленного топлива.
Александр Сиренко - аналитик консалтинговой компании UPECO
13.11.2014 г.