Курченко зашел в нефтегавань

ВЕТЭК оформила сделку по приобретению нефтеперевалочного комплекса в Херсоне. Эксперты предполагают, что эта покупка может существенно подсобить розничному проекту Сергея Курченко на рынке нефтепродуктов

В группе ВЕТЭК Сергея Курченко во вторник вечером, 12 ноября, сообщили о закрытии сделки по приобретению ООО «Всеукраинский промышленный союз» - владельца Херсонского нефтеперевалочного комплекса.

Приобретенный объект, как следует из сообщения компании, включает нефтегавань с двумя причалами, позволяющими принимать суда с грузоподъемностью до 10 тыс. тонн. Гавань располагает семью рабочими резервуарами под светлые нефтепродукты, автоналивной эстакадой. Ранее в медиа сообщалось, что вместительность ее резервуарного парка - 50 тыс. тонн, и гавань способна осуществлять перевалку 1 млн. тонн нефтепродуктов в год. Нефтебаза, также входящая в состав комплекса, позволяет хранить 10 тыс. тонн продукции.

Обрисованные выше характеристики - одно, а реалии - несколько иное. «В настоящее время, ввиду потерь глубин и устаревания, этот терминал используется для бункеровки и хранения мелкооптовых партий нефтепродуктов», - утверждает заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Еще три года назад Херсонский комплекс, ныне вошедший в состав ВЕТЭК, активно использовался ООО «Укрспецтранс», подконтрольном компании «Инфокс» экс-министра экологии Николая Злочевского. На мощностях комплекса тогда переваливались преимущественно небольшие - около 3-5 тыс. тонн - партии румынского бензина производства Rompetrol. Однако в конце 2012 года румынский поставщик столкнулся с таможенными проблемами в гавани, что привело к длительному простою грузов и последующему прекращению поставок с перевалкой в Херсоне. Последняя «проводка» топлива Rompetrol через эту гавань составила 15 тыс. тонн.

В группе ВЕТЭК на запрос Delo.UA о стоимости приобретения вчера не ответили. Аналитики инвесткомпаний оценить сделку затруднились ввиду отсутствия финансовых показателей работы предприятия за предыдущие годы. Наш источник на рынке отметил, что постройка такого комплекса с «нуля» обошлась бы в $25-50 млн. «Если же учесть то, что оборудование в Херсоне устарело, он может стоить от $10 млн. до $20 млн.», - сказал источник. Для сравнения: постройка похожего комплекса под Николаевом, рядом с портом «Октябрьск», годовой перевалочной мощностью 2 млн. тонн, о которой минувшим летом заявляла компания «Транс Юкрейн», была проанонсирована на $100 млн.

В компании харьковского бизнесмена свою херсонскую сделку объясняют процессами вертикальной интеграции. В пресс-релизе приводятся и такие слова Сергея Курченко: «Приобретение Херсонского нефтеперевалочного комплекса позволит нам удовлетворить растущие потребности в перевалке светлых продуктов и их реализации». Детализацию этих своих планов в компании не приводят.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что ВЕТЭК вряд ли будет использовать херсонскую гавань для импорта нефти или экспорта продуктов из нее, произведенных на принадлежащем группе Одесском НПЗ (ОНПЗ). «Нефтеперевалка, скорее всего, будет использоваться для импорта нефтепродуктов. Ведь, располагая возможностями перевалки нефти в Одессе, в непосредственной близости от ОНПЗ, поставка сырья через Херсон логистически не оправдана», - уверен эксперт.

При всем том он не исключает, что херсонские мощности могут использоваться для подстраховки - если у ВЕТЭК возникнут проблемы с перевалкой сырья в Одессе. (В нефтегавани Одесского порта функционируют три стивидорные компании, которые связывают с группой «Приват» Игоря Коломойского).

Марунич не отрицает и ту версию, что херсонское приобретение ВЕТЭК может послужить планам группы по развитию собственной сети АЗС. Хотя в данном случае не все так однозначно.

Ранее в компании Курченко отмечали, что владеют 150 автозаправками по всей территорий Украины. Прежде этот «розничный анонс» увязывался с сентябрьским перезапуском Одесского НПЗ. При годовой мощности в 2,8 млн. тонн сырья, в октябре-2013 завод переработал 170 тыс. тонн нефти, выпустив 17 тыс. тонн бензина и 48 тыс. тонн дизельного топлива. Эту продукцию сбывать как-то ведь надо…

Но вот предположить возможный объем импорта нефтепродуктов через Херсонский комплекс все наши эксперты не берутся. Во многом потому, что наличие автозаправок «от ВЕТЭК» - явление для рынка все еще невиданное.

Любомира Ремажевская

13.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua