Трагедия в метро снова вывела на первый план тему обоснованности затрат ГУП «Московский метрополитен». До конца года предприятие намерено довести объем заказов на новый подвижной состав почти до 400 млрд. руб. Этих средств достаточно для развития инфраструктуры и закупки вагонов, но безопасность этим не ограничивается.
До конца июля будет объявлен крупнейший в истории Московского метрополитена конкурс на поставку 1,5 тыс. вагонов общей стоимостью 250 млрд. руб. Специально чтобы не допустить срыва этого конкурса, правительство Москвы в те же сроки выпустит распоряжение о долгосрочном субсидировании метрополитена. Об этом недавно рассказывал ИТАР-ТАСС первый заместитель руководителя департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы Гамид Булатов.
«Принято решение закрепить на 15 лет субсидирование «Метрополитена» на уровне 26-30 млрд. руб. ежегодно. В этих субсидиях целевым образом будут предусмотрены деньги на обслуживание КЖЦ (контракт жизненного цикла. - «Газета.Ru») по поставкам вагонов. По сути, это является абсолютной гарантией стабильной платы производителям», - сказал он.
Таким образом, за 15 лет ГУП получит минимум 390 млрд. руб.
На такую меру московской мэрии пришлось пойти из-за нежелания банков предоставлять кредит на такую сумму на предложенных условиях. Ранее предполагалось, что производитель, выигравший конкурс, станет заемщиком. Москва отказывалась становиться стороной сделки и давать гарантии банкам, те, со своей стороны, настаивали, что не считают метрополитен надежным заказчиком. Компромиссом стало решение о предоставлении субсидии.
Этот конкурс станет вторым этапом масштабной программы расширения вагонного парка Московского метрополитена. В феврале 2014 года уже был заключен контракт на поставку 832 вагонов «Ока» (серия 81-760/761) общей стоимостью 143,96 млн. руб. Победители конкурса - компании «Метровагонмаш» и «Трансхолдлизинг» (обе аффилированы с «Трансмашхолдингом») обязаны не только поставить вагоны в период 2014-2017 годов, но и осуществлять его сервисное обслуживание на протяжении всего жизненного цикла поездов (30 лет).
Столь масштабные закупки подвижного состава в ГУП «Московский метрополитен» объясняют запланированным увеличением протяженности линий и необходимостью замены выработавших ресурс вагонов.
Между тем обоснованность затрат метрополитена уже вызывает вопросы. Так, известный общественный деятель Алена Попова в своем блоге напоминает , что только за последний год в метро было зафиксировано 35 инцидентов. В некоторых случаях не обошлось без пострадавших.
Попова также разместила в интернете петицию, в которой требует провести публичную проверку безопасности метрополитена Москвы, выложить отчет в публичный доступ и проверить траты на безопасность метрополитена Москвы после ЧС летом 2013 года.
Причиной аварии не могла стать изношенность подвижного состава или путей, уверен глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. «Там все новое, «Славянский бульвар» - одна из самых новых станций», - напоминает он. Станция «Славянский бульвар» была введена в эксплуатацию в 2008 году, поезда «Русич», один из которых разбился во вторник, пошли в серию в 2003 году. Получается, что закупки новой техники не гарантируют от аварий.
«Средств выделяется достаточно, если исходить из программы развития транспортной системы Москвы на 2012-2016 годы, - говорит директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Однако в плане приоритетов финансирования есть куда совершенствоваться». Что касается конкретно метро, здесь основными направлениями финансирования являются собственно новое строительство, подвижной состав, эскалаторы и системы вентиляции. Все это, безусловно, необходимо, но ведь надежность функционирования зависит и от состояния путей, систем сигнализаций, технического обслуживания.
Дмитрий Коптев, Алексей Топалов
16.07.2014 г.