Кто взорвал газопровод под Полтавой: террористы или коррозия труб

Около 14:20 в Полтавской области на расстоянии 1 км от села Красное произошли два взрыва на одной из ниток магистрального газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. По этой системе через Украину в Европу идет около 80% российского газа. Высота пламени в результате взрывов достигала около 200 метров. За несколько часов до аварии премьер-министр Арсений Яценюк с трибуны Верховной Рады гарантировал, что, несмотря на газовую войну с Россией, транзит газа в Европу не пострадает.

Хороший, своевременный взрыв

Диспетчерское управление оператора газотранспортной системы компании Укртрансгаз зафиксировало разгерметизацию газопровода в 14:20. Поврежденный участок газопровода был сразу же перекрыт на компрессорных станциях с двух сторон, а поток газа переведен на параллельную нитку. «Благодаря особенностям украинской газотранспортной системы и налаженным протоколам реагирования Укртрансгаз продолжает бесперебойные поставки газа потребителям и транзит в страны Европы», - сообщила пресс-служба Укртрансгаза. Словацкий системный оператор компания Eustream подтвердила - транзитные заявки выполняются в полном объеме. В Нафтогазе в связи с инцидентом было созвано совещание.

Государственная служба по чрезвычайным ситуациям сообщила, что авария произошла в результате разгерметизации газопровода на глубине двух метров. При этом причины разгерметизации не указаны. Министр внутренних дел Украины считает основной версией теракт.

«Рассматривается несколько версий произошедшего, в том числе ключевая версия - террористический акт, - сказал Аваков. - Непосредственно перед возгоранием местные жители слышали два сильных хлопка, что может свидетельствовать об умышленных взрывах».

Аваков напомнил, что накануне президентских выборов в Украине были предупреждены две попытки совершения террористических актов на газотранспортной системе. «Эти диверсии имели целью дискредитировать украинскую газотранспортную систему, чтобы повлиять на ускорение реализации Южного потока», - утверждал 3 июня с парламентской трибуны Яценюк.

shema gazoprovoda.jpg

За последний месяц это уже вторая авария на магистральном газопроводе Уренгой - Помары - Ужгород. В мае взрыв произошел на участке в Ивано-Франковской области. Это чрезвычайное происшествие также не повлияло на транзит газа в европейские страны. Следствие утверждает, что повреждение газопровода было осуществлено «посторонними лицами».

Везучий Газпром

Взрывы на магистральных газопроводах не редкость, но на фоне газовой войны с Россией они выглядят подозрительно. Тем более что у России уже есть опыт решения своих газовых проблем с помощью выведения из строя газотранспортных магистралей.

Так, в апреле 2009 года на территории Туркменистана взорвалась основная нитка газопровода Средняя Азия - Центр (САЦ-4), по которому туркменский газ экспортировался в Россию. Авария совпала с резким падением спроса на газпромовский газ - Украина и европейские страны снизили отбор топлива из-за экономического кризиса. Газпрому, который законтрактовал весь среднеазиатский газ, пришлось выбирать: либо сокращать собственную добычу, либо снижать импорт из Туркменистана и платить штрафы. В итоге был выбран третий путь. «Газпром снизил отбор газа по САЦ на 90%, что привело к падению давления в трубах и аварии на газопроводе», - сообщало тогда профильное британское агентство Platts. Россия возобновила импорт газа из Туркменистана только спустя восемь месяцев.

В Украине аварии на газопроводах тоже случались. Семь лет назад газопровод Уренгой - Помары - Ужгород пострадал от взрывов дважды за один год. В мае 2007-го взрыв произошел на участке газопровода в Киевской области, в декабре этого же года - на участке в Винницкой области.

В обоих случаях объемы транзитного газа были пущены по другим ниткам или замещены ресурсом из ПХГ, и европейские потребители практически не почувствовали последствий аварий. В ходе дальнейших расследований правоохранительные органы Украины следов теракта не обнаружили. Причина почти всех ЧП - изношенность газопроводов.

То, что украинская ГТС требует модернизации, не секрет. Уренгой - Помары - Ужгород был построен 30 лет назад, и с тех пор многие линейные участки магистрали практически не менялись. Объем средств, необходимых для обновления газопровода, оценивается Украиной в более чем $1 млрд.

«Конечно, в нынешней ситуации исключать версию теракта нельзя, - говорит сопредседатель Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич. - Но вполне вероятно, что после прекращения поставок газа Россией газотранспортная система просто не справилась с изменением технологических режимов».

Евгений Головатюк

18.06.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua