Кто покусится на одесскую нефтегавань

Концессионные планы властей открывают новые возможности для украинских бизнесменов. В этот раз под прицелом оказалась перевалка нефти в Одесском порту, где уже работают компании Игоря Коломойского. Рискнет ли кто-то перейти ему дорогу?

Концессионные вопросы все больше интересуют участников рынка: Министерство инфраструктуры вчера заявило о намерении привлечь профсоюзы к разработке и согласованию концессионных проектов. Ранее, Администрация морских портов Украины (АМПУ) заявила, о намерении передать в концессию район нефтегавани Одесского морского порта. «В ближайшее время, скорее всего, район нефтегавани Одесского порта будет предложено передать в концессию», - сообщил 12 ноября на конференции Petroleum Ukraine 2013 представитель АМПУ Николай Щуриков. Между тем, вопрос о передаче украинских портов в концессию начал рассматриваться еще в ноябре 2012 года и сегодня каждое заявление регулятора о начале концессионных процессов вызывает повышенный интерес. Кто же польстится на этот объект?

Негосударственные расходы

Нефтерайон Одесского морского торгового порта (ОМТП) обладает шестью причалами, подходные каналы которых позволяют принимать танкеры грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, и переваливать до 25,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год. Нефтегавань также располагает двумя причалами, где можно осуществлять перевалку 700 тыс. тонн сжиженного газа. Однако объект переживает не лучшие времена - по данным ОМТП, в 2012 году через причалы «прошло» всего 4,75 млн. тонн продукции. В текущем году ситуация ухудшилась - за 9 месяцев 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года перевалка упала в 2,5 раза - до 1,61 млн. тонн. Для сравнения, нефтеперевалочный комплекс в Херсоне (который в середине ноября приобрела группа ВЕТЭК Сергея Курченко) имеет два причала, которые могут принимать суда грузоподъемностью до 10 тыс. тонн и может переваливать 1 млн. нефтепродуктов в год.

В пресс-службе АМПУ журналисту Delo.UA подробности передачи нефтерайона в концессию сообщить отказались, отметив, что «администрация рассматривает различные формы государственно-частного партнерства». В АМПУ также подчеркнули, что более детальный комментарий предоставят только после утверждения Министерством инфраструктуры планов развития всех морских портов в конце ноября.

Между тем, частные инвесторы могут начинать готовиться к прохождению всех необходимых процедур. Ведь до момента объявления конкурса ОМТП должен разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) концессионного проекта. Руководитель практики морского права юридической фирмы «АНК» Артем Волков отметил, что стоимость подготовки качественного ТЭО концессинного проекта может достигать $100 тыс., в особенности, если это будут аудиторы «большой четверки» или, к примеру, компании уровня Roland Berger. По словам эксперта, государство вряд ли сможет покрыть такие расходы, поэтому платить за подготовку ТЭО будет «тот, кто рассчитывает выиграть конкурс».

Заинтересованность в конкурсе, в первую очередь, могут проявить «местные» игроки, которые уже осуществляют перевалку в порту, говорит Волков. Разнообразие среди стивидоров в одесском нефтерайоне невелико: здесь работает четыре компании, две из которых контролируются группой «Приват» Игоря Коломойского - ОАО «Эксимнефтепродукт» и ОАО «Одеснефтепродукт». Еще две компании связывают с бизнесменом Александром Жуковым, который является партнером Коломойского в британской нефтяной компании JKX Oil&Gas - ЗАО «Синтез Ойл» и ООО «Укрлоудсистем»; последняя профилирована на перевалку сжиженного газа.

Журналист Delo.UA обратился в компании, которые осуществляют свою деятельность в одесском нефтерайоне, с просьбой спрогнозировать и оценить реальность концессионных процессов, заявленных АМПУ, однако ни одна из компаний к моменту публикации комментарий не предоставила.

«Внезапный» претендент

На одесский нефтерайон могут найтись и другие «желающие». Кроме «приватовских» стивидоров, проект может быть интересен крупным игрокам нефтерынка, которые заинтересованы в поставках сырой нефти через Одесский порт, говорит Волков. В последние несколько месяцев в нефтегавани активно работает и ВЕТЭК Сергея Курченко, ведь именно через ее причалы поставляется сырье на Одесский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ).

В этом есть определенный финансовый интерес для ВЕТЭК. С 12 сентября ОНПЗ начал осуществлять поставки Urals по контракту с российским «Лукойлом» морским путем, пользуясь услугами местных стивидоров. При этом он переплачивает, как отмечают эксперты, около $20-25 на каждой тонне нефти. Как ранее сообщалось, в случае выхода Одесского НПЗ на уровень переработки около 2,4 млн. тонн нефти в год, что почти составляет его проектную мощность (2,8 млн. тонн сырья в год), транспортные переплаты компании могут составить порядка $55 млн. за год.

Если же Курченко нацелится на концессию нефтегавани ОМТП, ему придется потратиться. Еще в конце прошлого года в Минифраструктуры отмечали, что степень износа портовой инфраструктуры достигает 60-90%, поэтому отрасль нуждается в инвестициях суммой около 25 млрд. грн. (свыше $3 млрд. по курсу НБУ). Эксперты нашего издания затруднились оценить, какую сумму необходимо вложить в Одесскую нефтегавань, а также и саму стоимость концессии для компаний-претендентов.

В компании харьковского бизнесмена официально комментарий журналисту Delo.UA не предоставили. Но источник нашего издания в ВЕТЭК сообщил, что компания в ближайшее время рассматривать возможность концессии одесской нефтегавани не намерена. Что, впрочем, не мешает им в будущем пересмотреть свои планы относительно этого объекта. Херсонской нефтеперевалки растущей империи молодого олигарха может и не хватить.

Любовь Петрушко

22 ноября 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua