Кремль и Саакашвили мешают планам Коломойского

Баку заявил о прекращении экспорта нефти через морские терминалы в Батуми, Кулеви и Поти, которые планируется задействовать для загрузки трубопровода Одесса - Броды азербайджанской нефтью.

Причиной этого стало российско-грузинское вооруженное противостояние в Южной Осетии. По мнению экспертов, такая ситуация может помешать поставкам каспийской нефти для Одесса - Броды, в результате чего будут сорваны планы Киева по переводу этой магистрали в аверсный режим.

В начале 2008 г. президент Виктор Ющенко договорился со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, что Госнефтекомпания Азербайджана будет поставлять нефть для нефтепровода Одесса - Броды. Это позволит диверсифицировать импорт нефти в Украину, а также в страны Евросоюза, если трубопровод заработает в проектном (аверсном) направлении. Сейчас российская «Транснефть» качает по нему нефть в режиме реверса (т.е. в одесском направлении. - «і»).

Договоренностями президентов Украины и Азербайджана воспользовалась группа «Приват» Игоря Коломойского, которая выразила заинтересованность в поставках каспийской нефти на свои западноукраинские нефтеперерабатывающие заводы. Топ-менеджерами группы был предложен к подписанию с «Укртранснефтью» (управляет всеми украинскими нефтепроводами) проект договора по эксплуатации Одесса - Броды.

Этот документ вызвал резкую критику со стороны премьера Юлии Тимошенко, поскольку в нем от имени «Привата» фигурирует оффшорная компания Milbert Ventures Inc., зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Кроме того, проект договора предполагал, по сути, монопольное право «Привата» на использование Одесса - Броды и нефтетерминала «Южный» под Одессой.

Окончательная редакция договора, а также структура, с которой «Укртранснефть» его подпишет, будут известны к концу 2008 г. «Все надо сделать так, чтобы был соблюден многогранный национальный интерес», - сказал «і» уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.

Нестабильность в Южной Осетии, следствием которой стали перебои в транспортировке азербайджанской нефти через грузинские порты, может отложить эксплуатацию Одесса - Броды в аверсном режиме. «За последние 5-10 лет Грузия приобрела большое значение для транзита нефти и нефтепродуктов, главным образом в Европу... Конфликт может заставить задуматься над рисками использования для транзита грузинской территории при реализации ряда международных проектов в нефтегазовом секторе, в рамках которых предполагалось использовать маршруты в обход России. Это касается, в частности, проекта «Одесса - Броды», - говорится в обзоре инвесткомпании «Тройка Диалог».

Очевидно, увеличились риски в деле создания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который для Украины важен возможностью загрузить нефтепровод Одесса - Броды каспийской нефтью. По мнению экспертов, наиболее перспективными партнерами нашей страны по ЕАНТК являются Казахстан, Польша и страны ГУАМ.

Светлана Долинчук

12.08.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua