Корабли уплыли

Государственная судоходная компания «Черноморское морское пароходство» (ЧМП) пройдёт через процедуру банкротства и будет ликвидирована.

По словам заместителя министра транспорта и связи, директора «Укрморречфлота» Владимира Работнева, ЧМП будет ликвидировано «как принадлежность страны, которой уже нет». «Начата процедура банкротства, и государство контролирует её. Есть кредиторы, которым нужно заплатить», - отметил он, подчеркнув, что ЧМП фактически перестало быть судоходной компанией. Сегодня компания - лишь владелец недвижимости в Одессе и некоторого количества малоинтересного флота.

Как пояснил Владимир Работнев, «государство не ставит задачу увеличить количество судов под украинским флагом. Главная задача - дать возможность судоходным компаниям, работающим здесь, оперировать флотом под любым флагом и привлекать тоннаж». Чиновник затруднился сказать, что будет с активами предприятия, которые останутся после расчёта с кредиторами. Он предположил, что они будут переданы другим предприятиям морской отрасли, например Одесскому морскому порту.

Напомним, 26 февраля был арестован президент ЧМП Евгений Кожевин. Ранее он заявлял о намерении кредиторов компании продать её имущество. По его словам, «кредиторы стремятся быстро обогатиться за счёт государственного имущества, находящегося на балансе пароходства».

По мнению эксперта ИК «ФИНАМ» Юрия Еремина, «решение о банкротстве связано с противоречиями собственников пароходства, что не позволило провести его финансовое оздоровление. Теоретически ресурсы для этого были, в частности реструктуризация задолженности и погашение долга за счёт распродажи части недвижимости. Впрочем, нельзя исключать, что эта модель не была реализована из-за того, что по поводу части имущества ЧМП продолжались корпоративные конфликты.

ЧМП - интересный актив, из которого можно было бы сделать эффективный бизнес. Сложно сказать, кто виноват в том, что этого не произошло. Вероятно, здесь не хватило волевого менеджмента или желания со стороны государства».

Как считает начальник отдела оценки рисков ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M» Сергей Яркоев, «если компания не функционирует по прямому назначению и имеет большие долги, банкротство - единственный выход. Возрождать подобную компанию - вопрос исключительно престижа страны. ЧМП - бренд, который можно сохранить и развивать дальше». Эксперт подчеркнул, что на Украине в целом неоднозначно относятся к «советскому наследию», в том числе к имиджу советских компаний. Однако у украинских властей сейчас достаточно других проблем, и банкротство ЧМП, к сожалению, не самая актуальная из них.

Справка «Гудка»

«Черноморское морское пароходство» - старейшая судоходная компания на Чёрном море - было основано в 1833 году. Во времена Советского Союза была крупнейшей в мире компанией, владевшей 500 судами общим дедвейтом свыше 3 млн. тонн. В годы независимости Украины большинство кораблей было передано офшорным компаниям или продано на аукционах за долги. Имущество ЧМП оценивается в $40-50 млн.

Альбина Булатова

03.04.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua