Контракт на новый российский спутник связи могут отдать иностранцам

Российская компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ИСС), находящаяся в ведении Роскосмоса, может упустить миллиардный контракт на создание спутника связи. Лучшие условия по цене и срокам исполнения госзаказа предложила группа Airbus (бывшая Европейская аэрокосмическая корпорация, EADS) в лице своей «дочки» Airbus Defence and Space (известна как Astrium).

Всего в конкурсе на создание тяжелого спутника связи «Экспресс-АМУ2» начальной стоимостью 5,8 млрд. рублей участвует четыре компании: американо-канадская корпорация MDA (предложила цену 5,6 млрд. рублей), Китайская промышленная корпорация «Великая стена» (5,5 млрд. рублей), отечественная ИСС (5,3 млрд. рублей) и европейская Astrium SAS (4,8 млрд. рублей). То есть Astrium предложила скидку почти 1 млрд. рублей относительно стартовой цены и к тому же готова исполнить заказ в рекордно короткие по сравнению с другими претендентами сроки - менее двух лет.

Подведение итогов конкурса намечено на 31 января. Помимо цены договора и сроков выполнения работ критериями выбора победителя будут квалификация участника и гарантии качества работ. Однако заказчик - ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) - доволен ценовыми предложениями.

- Для нас такой разброс по ценам был неожиданным, но в то же время очень приятным, - говорит заместитель генерального директора ГПКС Ксения Дроздова. - Конкурс на то и конкурс, чтобы производители предлагали цены ниже конкурентов. Если производитель дал такую цену, значит, он посчитал для себя это возможным. Нам трудно тут что-то сказать, поскольку не знаем, какая маржинальность у тех же китайцев, у ИСС. Конкурс тем не менее не закончен, комиссия будет детально изучать заявки, считать баллы. Никто еще не победил.

По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, нет ничего удивительного в том, что Astrium предложила более конкурентоспособные условия: компания давно работает в России, имеет значительный опыт выполнения аналогичных работ. Например, сейчас Astrium строит для ГПКС аналогичный спутник «Экспресс-АМУ1» стоимостью 6,23 млрд. рублей. Более любопытно, отмечает эксперт, что в конкурсе приняла участие китайская компания. Производители из Поднебесной сейчас только начинают осваивать рынок изготовления спутников, но в перспективе могут составить конкуренцию отечественным компаниям, предупреждает Моисеев.

Представители MDA и «Великой стены» на запросы «Известий» не ответили. В ИСС ситуацию предпочли не комментировать до завершения конкурса.

- Наша цена экономически обоснована, - прокомментировал «Известиям» глава Airbus Defence and Space в России Владимир Терехов. - Благодаря надежности нашей платформы, у нас много заказов и, соответственно, нет нерекуррентных затрат. По сравнению со стоимостью создания «Экспресс-АМУ1» цена ниже, потому что у «Экспресс-АМУ2» относительно простая полезная нагрузка, что напрямую влияет на цену.

В России в последнее время во многих отраслях (например, в топливно-энергетическом комплексе) наметился общий курс на поддержку отечественных машиностроительных компаний. Airbus это не смущает.

- Мы подали предложение на открытый конкурс, который проводится в рамках существующего российского законодательства, и это соответствует международной практике, - говорит Владимир Терехов. - С другой стороны, мы понимаем, что Роскосмос стремится поддерживать российских производителей, поднимать конкурентоспособность российских космических аппаратов. Мы и сами это сознаем, и в связи с этим при поддержке российского правительства и Роскосмоса создали СП с РКК «Энергия» - «Энергия САТ». Хотя в конкурсе мы участвуем от имени Astrium, если мы победим, работа для СП в рамках этого проекта тоже найдется.

Совместное предприятие РКК «Энергия» и Astrium было учреждено в 2013 году, 51% долей в «Энергия САТ» принадлежит российской компании, 49% - у Astrium. В качестве одной из главных целей формирования компании соучредители называли работу по заказам ГПКС.

Олеся Елькова, Иван Чеберко

21.01.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua