Контрабас играет тише?

Государственная граница Украины всегда кровоточила разного рода контрабандными потоками. Привлекательная цена нефтепродуктов в ближайшем зарубежье была и остается сильным стимулом для контрабандистов. Нелегальная поставка нефтепродуктов составляет целый бизнес в приграничных регионах. Несмотря на то, что большая часть контрабанды все же просачивается на наш рынок, нужно обратить внимание на интересные цифры статистики изъятого пограничниками. За 2013 г. на границах было остановлено около 163 тыс. л контрабандных нефтепродуктов, а в 2012 г. - 781 тыс. л. Познавательная статистика, эксклюзивно предоставленная Oilnews Государственной пограничной службой, проливает свет на целый ряд впечатляющих закономерностей. Она позволяет оценить объемы контрабанды, направления, ресурсные предпочтения и динамику.

За последние пять лет пограничники обнаружили 130 разноплановых подземных коммуникаций, проложенных через госграницу. Это более чем 2 незаконных трубопровода в месяц. За тот же временной отрезок остановлено функционирование 65 баз перекачки и хранения нефтепродуктов. Пик контрабанды приходится на зимнее время, когда обнаружение продуктопроводов осложнено природными условиями. Тем не менее за три месяца 2014 г. уже было задержано порядка 8,5 тыс. л контрабандного ресурса.

Главный сухопутный поток контрабанды идет из России (см. диаграмму 1). 11,5 тыс. л (95%) всех изъятых на суше нефтепродуктов пришли в прошлом году из РФ. Открытая рана украинской границы находится в двух районах Луганской области: в Свердловском и Краснодонском. 99% всех выкопанных службами труб пролегали именно здесь. Для незаконных поставок используются разнообразные методики: от доукомплектации автомобилей дополнительными топливными баками до строительства подземных резервуарных парков с системами трубопроводов, компрессорными приводами и применением технологии горизонтального бурения.

Показательно, что в 2013 г. ДТ российского происхождения было изъято меньше, чем бензинов, в то время как ранее именно российский дизель был главным предметом нелегального ввоза в Украину. Объемы изъятой российской солярки динамично снижаются из года в год. Если в 2010 г. показатель превышал 114 тыс. л, в 2011 г. - 36,6 тыс. л, в 2012 г. - 9,6 тыс. л, то в 2014 г. он составил всего 4,8 тыс. л. Впору было бы задуматься, что такие изменения зависят от снижения эффективности работы пограничников и спецслужб, а не уменьшения доли контрабандного продукта. Однако это не так. Главным подтверждением того, что контрабанда российского ДТ снизилась по факту, служит статистика изъятых бензинов. Так, на протяжении 2011-2013 гг. эти цифры удивительным образом колебались в стабильных пределах 6,2-6,5 тыс. л. Это свидетельствует об относительно устойчивом его потоке в Украину, а также о том, что объем контрабанды ДТ, поступающий в Украину, действительно претерпел серьезных изменений (см. диаграмму 2).

В условиях угрозы оккупации восточных областей погранслужба существенно насытила пункты пропуска, также повышенное внимание уделяется периметру государственной границы. Введен ужесточенный режим пребывания в стране российских граждан и проводится максимально строгий досмотр. Все это, безусловно, повлияет на контрабандистов. Однако на карте страны де-факто появилась новая граница, отделяющая от Украины оккупированный РФ Крым. Именно Крым в ближайшем будущем может стать главным центром контрабанды, а также колыбелью десятка новых схем в атмосфере юридической и технической неподготовленности украинских служб.

111(1).PNG

Несмотря на традиционно большее внимание к восточной границе и уже привычное восприятие сообщений о новых трубопроводах, самые большие нелегальные объемы заходили с моря. 92% изъятых нефтепродуктов были задержаны морской погранслужбой. В контрабанде на воде главная роль отведена мазуту - 88 тыс. л было изъято в 2013 году. Несколько меньший объем ДТ - 58,2 тыс. л. Охраны морских границ сегодня находится под большим вопросом. Погранслужбе удалось отвести свои катера в акваторию Азовского моря после начала захвата украинских ВМС. Тем не менее контроль в акватории Черного моря существенно подорван, и пограничники, по сути, остаются заблокированными в Азовском море.

Значительно меньший поток контрабандных нефтепродуктов наблюдается на границах с другими соседями. На украино-польской границе в 2013 г. задержано 519 тыс. л (4,3%) топлив. В данном случае поток идет в реверсном режиме. Граждане Украины стремятся вывезти нефтепродукты для продажи их на территории Евросоюза по более высоким ценам. На Западе нефтепродуктопроводы не практикуются из-за отсутствия возможности свободного перемещения в приграничных районах. Кроме того, наблюдая динамику роста цен в Украине, можно ожидать изменения направления этого потока.

111(2).PNG

Госпогранслужба видит главной причиной снижения объемов контрабанды повышение эффективности собственной работы по предупреждению нелегального ввоза нефтепродуктов в Украину. Для этого, как отмечают в службе, начато использование специальной техники для обнаружения поземных коммуникаций, геологических радаров большой мощности. Также вдоль восточной границы совершаются постоянные наблюдательные полеты самолета Diamond 42, который уже помог обнаружить 42 базы хранения топлива.

Впрочем, причин значительно больше. В частной беседе с силовиками Луганской области отмечался тот факт, что «россияне сами взялись за трубы». Не следует забывать, что экспортная пошлина, которой облагаются все экспортируемые из РФ продукты нефтепереработки, составляет $345,9/т для бензинов и $249,8/т для ДТ. Подсчет недополученных средств от вытыкаемых за рубеж нефтепродуктов активизировал ФСБ и пограничников. Кроме того, основу контрабанды всегда составляли нефтепродукты с бесчисленных российских «самоваров», войну которым лично объявило высшее руководство страны. Сегодня еще работающие мини-НПЗ РФ сосредоточились на первичной переработке и выпуске темных нефтепродуктов, не находя возможностей для сбыта светлых.

Другой важной причиной стал внутриукраинский спрос. Сегодня уже не так легко найти сбытовика, который согласится торговать контрабандным продуктом низкого качества. Сетевики, которые еще 7-8 лет назад прибегали к сбыту подобной продукции, сегодня являются главной силой противостояния и воспринимают контрабас, как и должно быть, в качестве угрозы своему доброму имени.

Ну и наконец, не менее важная причина относится к легализованной контрабанде в годы «эпохи Покращення». В сравнении с ней черная контрабанда составляет каплю в океане украденного. В полной мере объемы и эффекты от всех использованных схем еще только предстоит оценить.

111(3).PNG

Евгений Мочалов

16.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua