По итогам прошлого года объем российского рынка контейнерных перевозок вырос на 35,96% и составил 5,27 млн TEU. Основные причины - увеличение транзита из соседних стран и перевозки контейнеров по железной дороге. Но в этом году следует ждать некоторого замедления темпов.
Оборот российского контейнерного рынка в 2006 году вырос на 24,9%, с 1,92 млн до 2,40 млн TEU. Если считать все объемы, поступающие в Россию, и внутренние железнодорожные перевозки, то по итогам 2006 года оборот контейнерных грузов в России увеличился на 45,86% и составил 3,88 млн TEU.
По данным исследования агентства InfraNews «Контейнерная логистика в России и соседних странах», по итогам прошлого года объем российского контейнерного рынка вырос на 35,96% и составил 5,27 млн TEU. Основной рост, как отмечается в исследовании, достигнут за счет контейнерного транзита из соседних стран и роста перевозки контейнеров по железной дороге. Оборот финского транзита вырос на 14%, до 398,83 тыс. TEU, а прибалтийского - на 39%, до 383,09 тыс. TEU. Порядка 4-5% от украинского оборота в 1 млн TEU также доставляется в Россию. По системе российских железных дорог в России в прошлом году было перевезено 2,048 млн TEU (из них в общей сумме учитывается только 1,368 млн TEU, чтобы избежать двойного учета, при котором переваленные в портах и затем перевезенные по железной дороге контейнеры учитываются дважды). Морским путем через российские контейнерные терминалы в Россию в прошлом году было доставлено 3,072 млн TEU. Две трети этого количества пришлось на порты северо-запада.
На рынке контейнерной перевалки сейчас присутствуют три крупные компании, контролирующие более одного терминала: Национальная контейнерная компания (НКК, собственниками которой в равных долях являются группа First Quantum и транспортная группа FESCO), группа компаний «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс») и холдинг «Новороссийский морской торговый порт». «При этом, если принимать в расчет только конечных бенефициаров, то «Н-Транс» является несомненным лидером рынка, - пояснил РБК daily руководитель InfraNews Алексей Безбородов. - Если же брать еще и заграничные мощности, то FESCO и First Quantum, объединенные в НКК, серьезно обгоняют «Н-Транс».
Среди контейнерных терминалов - лидеров отрасли расстановка сил особенно не изменилась. По-прежнему лидирует принадлежащий НКК Первый контейнерный терминал (ПКТ; 958,53 тыс. TEU). Второе и третье места вновь делят терминалы, контролируемые «Н-Трансом»: Восточная стивидорная компания (371 тыс. TEU) и «Петролеспорт» (368 тыс. TEU).
В 2008 году темпы роста рынка скорее всего немного замедлятся. «В этом году рост перевалки контейнеров в стране составит не более 20-25%, - пояснили РБК daily в одной из крупных компаний, занимающейся контейнерным бизнесом. - Кардинальных изменений на рынке ждать не стоит. Скорее всего будет лишь органический рост уже работающих терминалов». По оценке г-на Безбородова, рост также составит порядка 22-23%. «НКК планирует обработать на своих терминалах ПКТ, Новороссийского узлового транспортно-экспедиционного предприятия и «Укртрансконтейнера» около 2 млн TEU», - сообщили РБК daily в пресс-службе НКК.
Основной тенденцией наступившего года должно стать слияние логистики и контейнерного бизнеса. «Логистика и контейнерный бизнес, которые как бы не замечали друг друга последние десять лет, должны слиться воедино и образовать полноценную отрасль экономики, каковой они являются в развитых странах», - уверен Алексей Безбородов. Реальным началом нового этапа в развитии контейнерного бизнеса могут стать несколько событий. Во-первых, введение в эксплуатацию первой очереди терминала НКК в Усть-Луге, который покажет, возможно ли создание регионального хаба для контейнерных перевозок в России. Во-вторых, строительство первого полноценного железнодорожного контейнерного терминала с оборотом более 100 тыс. TEU и обязательным фронтом обработки автомобилей.
Оборот крупнейших российских контейнерных терминалов в 2006-2007 гг.
Место 2007 |
Место 2006 |
Терминал |
Компания, контролирующая терминал |
Оборот 2007, TEU |
Оборот 2006, TEU |
Изменение оборота, % |
1 |
1 |
Первый контейнерный терминал |
Национальная контейнерная компания |
958534 |
888889 |
7,84 |
2 |
3 |
Восточная стивидорная компания |
Группа компаний «Н-Транс» |
370992 |
291423 |
27,30 |
3 |
2 |
Петролеспорт |
Группа компаний «Н-Транс» |
368024 |
313037 |
17,57 |
4 |
4 |
Моби Дик |
Группа компаний «Н-Транс» |
222465 |
159500 |
39,48 |
5 |
5 |
Владивостокский контейнерный терминал |
Группа компаний «Н-Транс» |
199652 |
147100 |
35,73 |
6 |
7 |
Калининградский морской торговый порт |
- |
157348 |
90350 |
74,15 |
7 |
6 |
Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие |
Национальная контейнерная компания |
141380 |
99121 |
42,63 |
8 |
8 |
Новороссийский морской торговый порт |
Холдинг «Новороссийский морской торговый порт» |
110670 |
67419 |
64,15 |
9 |
9 |
Новорослесэкспорт |
Холдинг «Новороссийский морской торговый порт» |
90133 |
60030 |
50,15 |
10 |
11 |
Морской торговый порт Санкт-Петербург |
Владимир Лисин |
70011 |
41092 |
70,38 |
ЕВГЕНИЯ ГАВРИЛЮК
04.02.2008