Когда и с кем Еремеев перезапустит Херсонский НПЗ

 Вслед за сентябрьским пуском Одесского НПЗ и началом мероприятий по возобновлению весной 2014-го работы «Линика» начинает проясняться судьба еще одного простаивающего украинского НПЗ - Херсонского. В контролирующей этот актив группе «Континиум» Игоря Еремеева, Степана Ивахива и Петра Дыминского рассчитывают реконструировать и запустить Херсонский НПЗ в течение 2,5-3,5 лет. Примерная стоимость начинания - $1,1-1,2 млрд., сообщил журналистам в четверг, 10 октября, Сергей Корецкий, генеральный директор автозаправочной сети WOG, входящей в состав «Континиума».

За эти деньги, по его словам, планируется «получить передовое для Украины предприятие с глубиной переработки в 95% и годовым ее объемом на уровне 4,5 млн. тонн». Намечаемая специализация Херсонского завода после соответствующей реконструкции - выпуск дизельного (около 2 млн. тонн в год) и авиационного топлива.

Херсонский НПЗ (ХНПЗ) простаивает с августа 2005 года, когда предыдущий его владелец - российская компания «Альянс» - остановила предприятие на реконструкцию. Последняя к пуску завода так и не привела; аргумент - низкая рентабельность производства. Проектная мощность переработки сырья ХНПЗ составляет до 8 млн. тонн нефти в год. Но перед остановкой завод за год потреблял чуть более 1 млн. тонн сырья. На момент остановки глубина переработки на предприятии составляла 48%.

Говоря о планах реанимации производства на ХНПЗ, Корецкий особо подчеркнул: сама группа, в которую входит возглавляемая им структура, финансировать перезапуск в одиночку не сможет. «Свободных средств в таком объеме нет», - сказал он. Хотя и добавил, что около 30% от названного объема инвестиций в ХНПЗ компания все же обеспечить готова. В рейтинге «ТОП-100» издания «ИнвестГазета» выручка WOG за 2012 год оценена в 22,7 млрд. грн. ($2,84 млрд. по курсу НБУ), чистая прибыль - 6 млн. грн. (чуть более $750 тыс). Кредитный портфель этой компании, по словам ее руководителя, на октябрь-2013 составляет около $400 млн.

«Континиум» получил контроль над Херсонским НПЗ в 2007 году, после чего Игорь Еремеев не раз заявлял о возможности его перезапуска. Так, в мае 2012 года в интервью журналу «Эксперт» бизнесмен упомянул, что намерен провести реконструкцию предприятия в течение ближайших двух лет. А в декабре того же года «Украинской правде» он сообщил, что в этом вопросе заинтересован в сотрудничестве с Group DF Дмитрия Фирташа. То же самое Еремеев говорил и в апреле уже нынешнего года - в интервью агентству «УНИАН».

В самой Group DF информацию о ходе переговоров с группой Еремеева официально не прокомментировали. Однако источник Delo.UA в компании подтвердил, что таковые имеют место. Отметим, что ранее Фирташ проявлял интерес к украинской нефтеперерабатывающей промышленности, в том числе и на публичном уровне. В прошлом году олигарх претендовал на покупку ЧАО «Линик» (Лисичанский НПЗ). После вхождения этого предприятия в структуру «Роснефти» (в декабре 2012-го российский гигант поглотил ТНК-ВР - предыдущего владельца завода) соответствующие переговоры прекратились.

По информации нашего источника, в нефтеперерабатывающей отрасли, среди вариантов реконструкции ХНПЗ, обсуждаемых в текущем году владельцами предприятия с потенциальным инвестором, фигурировал и проект перепрофилирования предприятия в нефтехимический комбинат. Согласно этому варианту, вдобавок к производству светлых нефтепродуктов, завод может быть сориентирован также на выпуск некоторого объема химической продукции - пропилена, этилена, полистиролов и др.

«За сумму около $1 млрд. вполне возможно построить подобный завод с «нулевой отметки», - комментирует планы «Континиума» директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. Хотя сроки, заявленные для перезапуска ХНПЗ, он называет «чересчур оптимистичными». По его подсчетам, на осуществление реконструкции понадобится не менее 5 лет. Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Леонид Косянчук придерживается иной точки зрения: «Завод не нуждается в постройке инфраструктуры, что может сэкономить на реконструкцию около года времени».

Косянчук полагает, что возобновление работы ХНПЗ поможет диверсифицировать источники поступления топлива на рынок Украины. «Тем более, что компании не нужно беспокоиться о каналах реализации - у «Континиума» своя сеть АЗС (WOG - ред.)», - говорит эксперт. А вот Куюн не уверен в том, что Херсонский НПЗ, в случае перезапуска по обрисованной Корецким схеме, сможет реализовать весь объем продукции на территории нашей страны. «С учетом того, что украинский рынок дизельного топлива в текущем году составит около 5 млн. тонн, вряд ли компания сможет продавать все 2 млн. тонн (внутри страны - ред.). Учитывая возможность транспортировки топлива морским путем, существует большая вероятность экспортных поставок», - отмечает глава «А-95».

В последние месяцы, впрочем, украинская статистика отмечает подъем в сфере потребления дизтоплива (в отличие от продаж бензина, уровень которых снижается). По данным Госстата, в августе 2013-го реализация «дизеля» в Украине возросла на 12,8% в годовом соотношении, составив почти 189 тыс. тонн. По мнению Косянчука, если такая положительная тенденция сохранится, для ХНПЗ вполне просматриваются шансы занять свою нишу на отечественном рынке нефтепродуктов. Это же, в свою очередь, окажет влияние и на статистику по украинской нефтепереработке, где за 9 месяцев 2013-го снизили объемы производства на треть в сравнении с аналогичным периодом-2012.

Любомира Ремажевская

11.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua