Китай прибрал к рукам киргизские аэропорты

Китайская строительная корпорация BUGG заключила с правительством Киргизии соглашение о реконструкции аэропортов и строительстве новых терминалов. Цена вопроса - $1 млрд. Ранее воздушными воротами республики интересовалась «Роснефть», в компании говорят, что интерес к этим активам сохраняется. Политологи предупреждают, что усиление влияния Китая в Киргизии может в будущем стать серьезной проблемой для России.

Заниматься развитием аэропортов Киргизии будет Пекинская строительная корпорация (BUGG), сообщило в четверг ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу киргизского ОАО «Международный аэропорт Манас» (МАМ).

Китай и Киргизия подписали соглашение, по которому BUGG вложит около $1 млрд. в строительство международного торгового терминала оптовых и розничных продаж собственно в аэропорту Манас (23 км от Бишкека), а также реконструирует международные аэропорты в Баткене и Тамчи.

Манас долгое время был транзитной авиабазой ВВС США в Киргизии. Именно американские ВВС служили основным источником финансирования аэропорта. Однако в 2014 году по решению Бишкека американцы должны уйти из этой страны.

О том, что Китай заинтересован в создании трансконтинентального хаба на базе Манаса, сообщалось еще в 2013 году. Киргизские аэропорты привлекательны и удобны с точки зрения транзита, и их потенциал в этом отношении очень велик. КНР в последнее время вообще активно продвигает свои интересы в Киргизии, создавая совместные предприятия, а также покупая действующие производства и компании республики.

В конце февраля 2014 года о своем интересе к киргизским аэропортам заявляла и «Роснефть». Сообщалось, что глава российской компании Игорь Сечин и вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев подписали меморандум о намерениях, согласно которому российская госкомпания направит на выкуп 51% Манаса и инвестиции в актив до $1 млрд. В частности, речь шла о создании крупного международного авиационного логистического хаба. В сообщении «Роснефти» говорилось, что успешная реализация данной сделки «предполагает возможность разработки и реализации комплексной программы по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропортах Кыргызской Республики». Тогда же Сечин и глава Манаса Албек Ибраимов подписали рамочное соглашение о покупке «Роснефтью» 50% в компании ИНТЭК - собственнике и топливном операторе Ошского аэропорта: стороны планировали реконструировать существующие там мощности топливно-заправочного комплекса.

После обнародования информации о смене киргизской стороной партнера по программе реконструкции аэропортовой инфраструктуры появились сведения о том, что «Роснефть» отказывается от этой договоренности в свете прошедших в стране митингов протеста против продажи России доли аэропорта. Об этом, в частности, сообщает Reuters со ссылкой на президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.

«Вчера директор аэропорта Манас пришел ко мне и рассказал об этом. Оказывается, глава «Роснефти» Игорь Сечин пригласил его в Москву и сказал: «Мы еще не начали сотрудничество, а вы уже подняли шум, это неправильно. Нам не нужна половина ваших акций, ищите другого инвестора»,

- приводит агентство слова Атамбаева.

В «Роснефти» «Газете.Ru», напротив, заявили, что компания не утратила интереса к киргизским активам.

«Компания вместе с группой международных консультантов провела детальный анализ деятельности и возможных вариантов стратегического развития ОАО «Международный аэропорт Манас» и по итогам этого анализа подготовила инвестиционное предложение, направленное премьер-министру Киргизской Республики Джоомарту Оторбаеву некоторое время назад, - рассказали в «Роснефти». - К сожалению, на данный момент мы не получили какого-либо ответа на данное предложение, однако по-прежнему рассчитываем на всестороннее развитие сотрудничества с Киргизской Республикой».

«Власти Киргизии традиционно лавируют между крупными игроками мировой политической арены, - комментирует сложившуюся ситуацию первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Раньше, при президенте Бакиеве, это были Россия и США, теперь - Россия и Китай».

Причем китайцы, по словам политолога, понимают, что Россия не сможет их выдавить с киргизской территории. Москва уже испортила отношения с Западом и не может себе позволить поссориться с еще одним центром влияния.

«Усиление позиций Китая в Средней Азии, в данном случае в Киргизии, в ближайшем будущем ничем не угрожает России, - говорит Макаркин. - Однако в более отдаленной перспективе оно может создать серьезную проблему - как показывает практика, КНР наращивает экономическое влияние, и потом оно трансформируется в политическое».

Алексей Топалов

4.07.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua