Китай добыл голубое топливо в Южно-Китайском море

Буровая установка, расположенная в 325 км от Гонконга, начала подавать газ с морского дна на материк. Владельцы предприятия утверждают, что месторождение находится в пределах китайской юрисдикции. Так оно или нет, но, по мнению экспертов, Китай будет все решительнее отстаивать свои интересы в территориальных спорах с соседями. В Пекине считают, что, поскольку США втянуты в украинский кризис, у них не хватит сил защищать союзников в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Сейчас наибольшую остроту приобрел конфликт между Пекином и Манилой. По совету из Вашингтона Филиппины обратились с иском против КНР в Международный арбитражный суд. Китай отверг арбитраж и предложил урегулировать спор в двустороннем формате.

Первое глубоководное газовое месторождение Китая начало давать продукцию. Представитель совместного предприятия, в котором 49% принадлежит компании Husky Energy, зарегистрированной в Канаде, а контрольный пакет - китайской корпорации China,s CNOOC Ltd, заявил, что сделан исторический шаг в эксплуатации энергетических ресурсов, скрытых глубоко под водами Южно-Китайского моря.

Газовый проект «Ливань-3», в который было вложено 6,5 млрд. долл., расположен на глубине 1450 м на расстоянии 325 км к юго-востоку от Гонконга. То есть он, бесспорно, находится в пределах китайской юрисдикции, утверждает газета Wall Street Journal.

«Это великое достижение в области глубоководной добычи газа в АТР» - так без ложной скромности охарактеризовал событие Азим Гхош, исполнительный директор компании Husky Energy. Он связал его с планами Пекина увеличить долю газа в энергопотреблении страны с нынешних менее 5% до примерно 10% к 2020 году.

Насколько в действительности велико значение начала промышленного освоения газовых ресурсов Южно-Китайского моря? И как это может повлиять на договоренность по газу между Китаем и Россией? В беседе с «НГ» главный инвестиционный стратег компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин отметил, что пока о принципиально важных объемах добычи на подводном месторождении говорить рано. «Главное - рентабельность. Эта же проблема осложняет российско-китайскую договоренность по газу. Инвестиции тут требуются огромные, трубу тащить далеко, а все равно на начальном этапе будут перекачиваться небольшие объемы топлива. Китай уже наладил рентабельную транспортировку из Туркмении. А от России Китаю больше нужны поставки нефти, чем газа», - заключил эксперт.

Можно ожидать, что успех китайско-канадских промысловиков подхлестнет соперничество между Китаем и его соседями в борьбе за контроль над ресурсами Южно-Китайского моря. В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев подчеркнул, что, по мнению некоторых аналитиков в Китае, ему следует использовать в своих интересах то, что США спровоцировали кризис в Украине и оказались в него втянутыми. Создав очаг напряженности в Европе, США не смогут, как планировали, передислоцировать большую часть военных сил в Азиатско-Тихоокеанский регион, полагают авторы ряда китайских публикаций. Китаю следует незамедлительно принять к сведению перемены в американской политике и приступить к более активному освоению ресурсов Тихого океана.

Китай будет наращивать давление на страны, с которыми есть территориальные разногласия, мобилизовывать общественное мнение внутри страны. Вместе с тем он будет действовать достаточно аккуратно. Добыча углеводородов на большой глубине требует применения высоких технологий. Пекин стремится к продолжению сотрудничества с государствами, которые обладают такими технологиями. Поэтому можно предсказать, что споры вокруг островов будут то обостряться, то ослабевать, заключил эксперт.

В данный момент в фокус мировой прессы попала банка Секонд Томас в Южно-Китайском море, на которую претендуют Китай и Филиппины. Филиппины разместили на «Сиерра Мадре», севшем на мель старом транспортном судне, подразделение своих солдат. Два китайских невооруженных корабля береговой охраны патрулируют район. Однако им не удалось перехватить филиппинский корабль и помешать ему доставить продовольствие и подкрепление на «Сиерра Мадре».

Пока идет эта игра в кошки-мышки на море, Манила подала жалобу на Пекин в Международный арбитражный трибунал в Гааге. Представитель МИД КНР заявил, что Китай не приемлет предложенный Филиппинами международный арбитраж. Все споры, по его словам, должны разрешаться путем двусторонних переговоров.

Владимир Скосырев

02.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua