Киевская подземка сменила поставщика вагонов

Киевский метрополитен потратил 40 млн. евро кредита от ЕБРР на покупку 50 вагонов российского производства. Два пятивагонных состава из приобретенных украинской стороной уже поставлены, остальные восемь должны быть завезены до конца этого года. Их поставит мытищинский завод «Метровагонмаш», который входит в «Трансмашхолдинг», контролируемый российскими миллиардерами Искандером Махмудовым (15-е место в рейтинге российского Forbes с состоянием $8,7 млрд.) и Андреем Бокаревым (75-е место, $1,35 млрд.). Об этом было объявлено 12 июля.

Столичное метро - постоянный клиент российских вагоностроительных предприятий: сейчас в подземке эксплуатируется около 50% вагонов производства «Метровагонмаша».

По 25%+1 акция «Трансмашхолдинга» владеют «Российские железные дороги» и французская машиностроительная компания Alstom. Оставшиеся акции - у российского миллиардера Искандера Махмудова и его партнера Андрея Бокарева. «Трансмашхолдингу» принадлежит 76% украинского «Лугансктепловоза»

Тендер на поставку 50 вагонов для Киевского метрополитена еще в июне 2009 года выиграл санкт-петербургский завод «Вагонмаш». Кроме питерского предприятия в тендере участвовали Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) и испанская компания CAF. «Трансмашхолдинг» участия в конкурсе не принимал.

«Вагонмаш» входит в группу компаний «Дедал» Сергея Кияшко, одного из бенефициаров компании «Киевметрострой», которая построила практически все станции метро в Киеве. Но «Вагонмаш» успел поставить лишь 10 вагонов. Почему произошла замена поставщика?

«У «Вагонмаша» начались финансовые проблемы, которые повлияли на его способность выполнять контракт», - рассказал Forbes на условиях анонимности один из топ-менеджеров КВСЗ. С сентября 2012 года «Вагонмаш» находится под наблюдением (процедура банкротства в России, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества. - Forbes) по иску компании «ЧОП «Кун-дао» из-за непогашенного долга в 420 000 рублей (около 100 000 грн.). Самый крупный кредитор предприятия - Сбербанк: ему «Вагонмаш» должен 1,4 млрд. рублей (350 млн. грн.) по двум кредитным линиям, открытым в 2008 году.

По словам топ-менеджера КВСЗ, «Вагонмаш» занялся поиском партнера, который помог бы ему выполнить заказ Киевского метрополитена. Поступало ли предложение о сотрудничестве отечественному КВСЗ? Да, но компании не смогли договориться об оплате, утверждает собеседник Forbes. «Средства, выделенные ЕБРР, уже переведены российскому контрагенту, и перераспределить их за территорию страны очень сложно из-за особенностей работы российской банковской системы», - объясняет он.

Письменный запрос Forbes пресс-служба Киевского метрополитена оставила без ответа. Сотрудник пресс-службы «Трансмашхолдинга» Константин Доротин подробностей контракта с украинской стороной не сообщил, отметив только, что соглашение подписано 10 июля. В «Вагонмаше» на запрос Forbes не ответили.

Кредит - 100 млн. евро - Европейский банк реконструкции и развития предоставил украинской стороне на закупку транспорта еще в 2007 году: 40 млн. евро получил Киевский метрополитен, 60 млн. евро - «Киевпастранс».

«Для нас важно, чтобы вагоны были поставлены, - отмечает ведущий советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов. - То, что изменился юридический статус договора, это не суть важно. С нами изменения согласовывали».

Юрий Винничук, Андрей Самофалов

15.07.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua