Дебаты международного сообщества о планах стабилизации ситуации в Сирии будто обходят Украину стороной. Пикировки России и США по этой теме на первый взгляд никак не затрагивают украинских интересов и происходят где-то в параллельной плоскости. Между тем сирийский вопрос должен вызвать у нашего руководства серьезную обеспокоенность. Ведь обстоятельства могут сложиться таким образом, что с украинской территории в скором времени будут вестись боевые действия в поддержку официального Дамаска против западной коалиции - в том числе важнейших партнеров Украины, в частности, США, Франции, Турции и (все еще возможно) Великобритании. Такое развитие событий, естественно, нарушит декларируемый Украиной внеблоковый статус и создаст прямую угрозу ее национальной безопасности. И все это - из-за бесконтрольных действий группировки Черноморского флота РФ на украинской территории.
В конце августа СМИ распространили сообщение источника в российском Генштабе, что командование ВМФ России в связи с ситуацией вокруг Сирии приняло решение обновить корабельный состав постоянного оперативного соединения в Средиземном море. В том числе сообщалось, что скоро к берегам Сирии подойдет флагман ЧФ РФ ракетный крейсер «Москва». А уже 2 сентября руководство Минобороны РФ заявило, что в Средиземное море будет направлен разведывательный корабль Черноморского флота РФ «Приазовье». Причем совершенно ясно, что эти корабли, которые постоянно дислоцируются на военно-морской базе ЧФ РФ в Севастополе, будут выполнять задачи в зоне конфликта и в любой момент могут быть втянуты в боевые действия. Тем более что на территории Сирии в Тартусе находится 720-й пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России.
Пока официальной реакции Киева на действия России нет. Нет даже неофициальных оценок со стороны представителей украинского правительства. Что, в общем-то, странно, учитывая уже имеющийся опыт участия подразделений и кораблей ЧФ РФ, базирующихся в Украине, в военных конфликтах. В 1999-2000 годах, без каких-либо консультаций с Украиной, подразделения морской пехоты ЧФ РФ принимали участие в чеченском конфликте. Естественно, применяя морскую пехоту по чеченским сепаратистам с украинской территории, россияне создавали очаги террористической угрозы в Крыму. Правда, Киеву тогда так и не удалось добиться от Москвы какой-либо конструктивной реакции на свои замечания по этому поводу.
Куда более резким было отношение украинского руководства к участию кораблей ЧФ РФ в боевых действиях против Грузии в августе 2008 года. Силы и средства Черноморского флота России применялись с украинской территории против третьего государства, более того - союзника Украины. Но Киев фактически был лишен каких-либо рычагов влияния на развитие ситуации. В те дни стало ясно, что ЧФ РФ является реальной угрозой национальной безопасности Украины. Российское руководство может применять его силы, не считаясь с интересами Киева, подвергать прямой военной угрозе украинскую территорию и украинцев, изображая, как это принято в российской дипломатии, искреннее недоумение беспокойством Украины.
Пытаясь хоть как-то повлиять на ситуацию, Виктор Ющенко 13 августа 2008 года подписал указы «О решении СНБО Украины «О ситуации вокруг передвижений, связанных с деятельностью воинских формирований ЧФ РФ вне мест их дислокации на территории Украины» и «О решении СНБО Украины «Вопросы пересечения государственной границы Украины военнослужащими, военными кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами ЧФ РФ, находящимися на территории Украины». Как отмечалось в этих документах, отсутствие должного механизма контроля деятельности ЧФ России «несет потенциальные угрозы национальной безопасности страны, особенно в случае использования воинских формирований ЧФ РФ против третьих государств». Однако тогда трагикомические разборки между Виктором Андреевичем и Юлией Владимировной не позволили довести начатое до конца. Никаких изменений ни в статусе ЧФ РФ, ни в механизме его применения Украина так и не добилась.
Прорыв в этой непростой теме неожиданно случился в июне 2012 года, когда Виктор Янукович подписал указ №390/2012 о новой Военной доктрине Украины. Даже не все эксперты сразу разглядели в ней сенсацию. Пункт 19 параграфа II гласит: «Украина считает намерениями или действиями других государств такие действия, создающие условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против нее». Слово-определитель таких намерений и действий отсутствует, но судя по тексту - «недружественными» либо «враждебными». Среди них значится: «оставление без согласования с Украиной пунктов дислокации подразделениями вооруженных сил другого государства, которые в соответствии с заключенными международными договорами находятся на территории Украины, а также действия по применению таких подразделений против третьего государства».
Понятно, что это положение Военной доктрины Украины написано специально для ЧФ РФ, поскольку никакие другие иностранные подразделения на территории Украины не дислоцируются. И также понятно, что Военная доктрина Украины абсолютно четко трактует выход в море без разрешения украинской стороны либо применение кораблей или других сил и средств ЧФ РФ против третьей стороны как условие для применения военной силы против Украины.
Добавим, что согласно действующим, так называемым «базовым», договоренностям между Украиной и РФ по Черноморскому флоту подразделения ЧФ обязаны соблюдать украинское законодательство. То есть и требования, которые исходят из положений Военной доктрины Украины, утвержденной указом Президента.
В связи с этим возникает вопрос, помнит ли об этом командование ВМФ РФ, которое планирует применение сил и средств ЧФ РФ в районе конфликта в Сирии без согласования с Украиной? И другой вопрос - имеет ли Украина план действий на случай, если подразделения ЧФ РФ все же будут задействованы в Сирии и возникнет случай, описанный в Военной доктрине? Иначе зачем вообще было включать в стратегический документ столь конкретные указания в отношении ЧФ РФ?
Кстати, в самой доктрине соответствующие шаги украинского правительства расписаны. Там предлагается в первую очередь активизировать действия в международном информационном пространстве и обратиться к СБ ООН и государствам - гарантам безопасности Украины в соответствии с Будапештским меморандумом по недопущению применения военной силы против Украины. В принципе, логично. Хотя сначала, наверное, все же стоит попытаться поставить в рамки приличия Москву. Речь все-таки о чем-то большем, нежели порча украинского шоколада на границе.
Михаил Самусь
09.09.2013 г.