Каспий и Азов могут связать сразу двумя каналами

Предстоящая смена президента России может радикальным образом разрешить спор между Москвой и Астаной по поводу маршрута прокладки нового канала, который призван улучшить судоходство между Каспийским и Черным морями. До сих пор стороны лоббировали два разных проекта: Россия настаивала на развитии второй нитки действующего Волго-Донского канала, в то время как Казахстан предлагал строительство более короткого пути по новому маршруту. В субботу первый вице-премьер и наиболее вероятный преемник Владимира Путина Дмитрий Медведев допустил, что будут реализованы оба проекта.

«До конца года оба эти варианта должны быть проанализированы и по ним должно быть принято решение. Но в любом случае каждый из этих вариантов может получить дальнейшее развитие. Один вариант может стать международным, а второй, допустим, региональным или межрегиональным», - сообщил Медведев журналистам в ходе своего визита в Волгоград.

Вопросом выбора наиболее рационального маршрута для расширения судоходного сообщения между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами занимается созданная по договоренности между главами Казахстана и России совместная межведомственная комиссия. В ее состав входят ученые-геологи, гидротехники и чиновники.

Москва выступает за строительство вторых ниток шлюзов (второй линии) Волго-Донского судоходного канала. Сейчас эта трасса, обеспечивающая перевозку грузов между Балтикой, Каспием и Азово-Черноморским бассейном, загружена по максимуму и не способна пропускать дополнительные объемы грузов. Астана в качестве альтернативы предлагает проложить новый канал, которому присвоено имя «Евразия». Как пояснили в Министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана, канал должен начинаться от берега Азовского моря, пройти по Кумо-Манычской впадине и выйти к Каспийскому морю у порта Лагань в Кизлярском заливе.

Усиливая свою позицию в вопросе выбора маршрута, Россия начала реконструкцию Кочетовского шлюза, который находится на действующем пути. «У россиян нет необходимости строить новый канал, поскольку существует Волго-Донский, при реализации нового проекта он стал бы не нужен», - заметил «НГ» источник в Минтранскоме Казахстана. Для Казахстана же, по предварительным техническим характеристикам, оптимален канал «Евразия», который пройдет по самому короткому маршруту от Каспия к Черному морю. С идеей его сооружения минувшим летом выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По мнению казахстанских экспертов, «Евразия» в случае построения была бы на 1000 км короче маршрута через Волго-Донский канал. Этот вариант соединения морей помимо Казахстана предпочитают и другие страны Центральной Азии. Однако Россия, за которой решающее слово в выборе маршрута, продолжает отстаивать собственный проект.

Помимо выбора маршрута сейчас решаются вопросы финансового обеспечения строительства канала, независимо от того, какому варианту будет оказано предпочтение - российскому или казахстанскому.

В Астане прошло первое заседание совместной группы с участием представителей Евразийского банка развития (ЕАБР), сообщили «НГ» в пресс-службе Минтранскома Казахстана. По итогам встречи было решено принять за основу проект техзадания по проведению сравнительной оценки имеющихся вариантов, представленный ЕАБР. Стороны договорились о том, что будет сформирована конкурсная комиссия и ЕАБР объявит тендер по привлечению независимых консультантов. Они и должны оценить технико-экономические характеристики обоих проектов. Совет ЕАБР выделил на эти цели около 3 млн. долл.

Айгуль Султанова, Мирослав Лиманский

05.02.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua