Чем старше автомобиль, тем дороже страховка. Такое простое правило действует для всех без исключения бэушных автомобилей. Например, если авто двухлетнего возраста, то цена полиса КАСКО для него будет на 10% выше, чем для нового. Если трехлетнего - на 15% и так далее. За каждый «прожитый» машиной год страховщики накидывают по 5-10%. Поэтому страховка самого «древнего» автомобиля (8-10 лет) обойдется владельцу в полтора раза дороже.
По словам начальника отдела добровольного страхования транспортных рисков компании «Провидна» Юрия Фидасюка, связано это с тем, что при ремонте бэушного авто СТО не ищет нужные запчасти с определенным процентом износа - их меняют на новые, которые, понятное дело, стоят дороже. Кстати, легковушки старше 10 лет отечественные страховщики вряд ли возьмутся страховать вообще.
Меньше платим - меньше получаем
Есть и другой вариант, когда КАСКО продают с учетом изношенных деталей. Такой полис стоит дешевле, но в таком случае износ будет учтен в сумме возмещения. «Нередко человек хочет застраховать автомобиль подешевле, и его интересует только цена страховки. Мы идем навстречу. Но при ремонте после аварии оплатим не 100% возмещения, а сумму за вычетом процента за амортизационный износ деталей», - рассказывает начальник отдела координации КАСКО компании «Дженерали Гарант Страхование» Алексей Нечипоренко. Франшиза на такие страховки составляет от 0 до 3% страховой суммы и напрямую влияет как на цену полиса, так и на выплату. Чем выше франшиза, тем меньше заплатит владелец за страховку и тем меньше получит на ремонт.
На цену «бэушной» страховки нередко влияет и страна-производитель. «Например, у нас полис для авто из Китая, Италии и Франции будет стоить на процентов 10 дороже, чем для аналогичных по категории и возрасту из других стран Европы и Японии», - признается Юрий Фидасюк. Связано это с тем, что детали на такие автомобили у нас в дефиците или из-за трудностей с поставками стоят дороже.
Та же ситуация и с экс-клюзивом. Тариф для подержанного Rolls Royce может быть в два-три раза выше, чем для массового автомобиля. Ведь иногда нужно заказывать не только оригинальную запчасть, но и мастера, который ее установит.
Как не продешевить
Еще один важный момент - определение страховой суммы, которая прямым образом влияет на размер выплаты. Страховая сумма, как правило, равняется рыночной стоимости автомобиля. Но если узнать цену нового авто не проблема, то с секонд-хендом дело обстоит иначе. «Чем старше авто, тем труднее его оценить. Даже если автомобиль простоял в гараже все время с момента покупки, все равно без новой оценки не обойтись», - утверждает Юрий Фидасюк. По закону компания не может застраховать авто на сумму большую, чем оно стоит. А на меньшую, как правило, не хотят сами клиенты.
Оценку может провести сам страховщик. Сделать это можно двумя способами: либо сверяясь со «Справочником автотовароведа» (там ежеквартально публикуются данные о стоимости бэушных авто), либо - со шкалой амортизации, которую каждый страховщик составляет сам. Последний вариант для клиента не всегда выгоден, так как не учитывает реальную стоимость авто. «Человек может не полагаться на расчеты страховой компании и предоставить уже готовое экспертное заключение о стоимости машины. Мы будем опираться на его данные - нам важно застраховать авто на сумму его реальной рыночной стоимости», - уверяет начальник управления маркетинга компании «Украинская страховая группа» Ярослав Кырылив.
Info. Пример расчета выплаты «с износом»
Автомобиль, который эксплуатируется 1 год, застрахован с учетом износа деталей и франшизой в 300 гривен. Размер амортизационного износа за первый год - 15% стоимости деталей (коэффициент - 0,85).
Вследствие ДТП, согласно оценке СТО, стоимость ремонта составит 5 тысяч гривен, в том числе стоимость деталей - 3, 5 тысячи и стоимость работ - 1,5 тысячи гривен. Механизм «усушки» страховой выплаты будет следующим:
3500 гривен х 0,85 = 2975 гривен - вычтен амортизационный износ деталей;
2975 гривен + 1500 гривен = 4475 гривен - определена стоимость работ и деталей за вычетом износа;
4475 грн. - 300 грн. = 4175 грн. - сумма выплаты без франшизы.
То есть автовладельцу компенсируют 83,5% от суммы ущерба.
Татьяна Павлюченко
21 мая 2008 г.