Европа открыла двери нашей продукции, но войти в них может не каждый
22 апреля 2014 года в официальном журнале ЕС было опубликовано решение № 374/2014 Европейского парламента и Совета ЕС о сокращении и ликвидации таможенных пошлин на товары, производимые в Украине. Данным решением Евросоюз на полгода или до момента подписания соглашения о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной устанавливает льготный режим на ввоз на свою территорию товаров украинского производства.
Многие отечественные издания уже описывали те экономические преимущества, которые планируют получить отечественные производители - в первую очередь, сельхоз- и пищевой продукции, от такого решения Евросоюза.
При этом возникает вопрос, что должен сделать украинский производитель, чтобы его товар попал на европейский рынок, учитывая, что сегодня не только крупные, но и средние предприятия готовятся на него выходить.
Самый важный на сегодня аспект - это не только количественные квоты и пошлины, а признание Европейским Союзом украинской продукции по безопасности и качеству. Украине необходимо минимум два-три года работы, чтобы получить выход на европейский рынок по всем видам продуктов. И эта работа включает как принятие необходимых законодательных актов, так и совершенствование бизнес-практик самими производителями товаров.
Большинству товаропроизводителей в Украине для выхода на рынок Европы не хватает признанных в ЕС сертификатов качества. В Европейском Союзе для так называемого пищепрома применяются сертификаты ISO и HACCP (ХАССП).
Международные сертификаты выдаются специальными органами аккредитации сроком на три или пять лет. Один раз в год орган, выдавший сертификат, проводит проверку соблюдения производителем продукции требований системы качества. Для того чтобы продлить сертификат, необходимо пройти аудит качества в вышеуказанном органе.
В Европе такие органы есть, практически, в каждой стране. А на территории бывшего СССР национальными центрами сертификации, имеющими право выдачи международных сертификатов, располагают только Российская Федерация и Казахстан.
В Украине на сегодняшний день, к сожалению, нет ни одного национального органа по аккредитации, имеющего право выдавать международные сертификаты. Украинские компании, желающие ввести у себя на производстве международные стандарты и получить сертификат, вынуждены обращаться или напрямую в известные иностранные компании, или искать их представительства в Украине. Чаще всего они прибегают к услугам немецких органов сертификации, поскольку сеть их представительств в Украине наиболее широкая. Но это приводит к удорожанию самой процедуры сертификации.
Наиболее распространенными международными сертификатами, которые получают украинские компании, являются сертификаты, подтверждающие соответствие системы качества производителя продукции международным стандартам управления качеством ISO 9000. Процедура получения сертификата включает в себя несколько этапов: внедрение производителем продукции на своем производстве системы качества, отвечающей международным стандартам (в том числе подготовка всей внутренней документации предприятия и обучение персонала), обращение в орган, выдающий сертификат, и, после проведения этим органом соответствующей проверки предприятия, получение самого сертификата. Срок получения сертификата составляет около месяца с момента обращения в сертификационный орган, а его стоимость зависит от штата предприятия-производителя, и колеблется от 15 до 50 тысяч грн.
Одним из преимуществ, которое предприятие получает, сертифицировав свою систему управления качеством, является подтверждение качества его продукции на международном рынке и, как следствие, доверие со стороны потребителей.
Внутренние результаты, получаемые от внедрения системы управления качеством, напрямую зависят от усилий организации и всех ее сотрудников, прилагаемых для улучшения своей деятельности.
Рассмотрим, что же представляют собой стандарты ISO 9000.
ISO 9000 - серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. При этом она не является стандартом качества собственно продукта и непосредственно не гарантирует высокое качество продукции.
Семейство стандартов ISO 9000 включает в себя такие стандарты:
Стандарт ISO 9001 является моделью обеспечения качества на стадиях разработки, проектирования, производства, монтажа и обслуживания. Соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности производителя (поставщика) и добротности его компании, и тот минимальный уровень, который дает возможность вхождения в рынок.
Кроме самой важной задачи - вхождения предприятия на международный рынок со своей продукцией, применение подходов ISO 9001 в системе управления предприятием помогает решить много внутренних и внешних вопросов - начиная от повышения конкурентоспособности и уровня удовлетворенности своих потребителей, большей привлекательности для новых инвесторов, и до усовершенствования системы управления предприятием и повышения эффективности работы сотрудников.
Стандарт ISO 9004 содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде путем использования подхода с позиции менеджмента качества.
Стандарт ISO 19011 описывает методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе менеджмента качества.
Стандарт качества НАССР позволяет отслеживать текущее качество продукции в пищевой сфере. Его требования могут быть использованы для создания системы управления безопасностью пищевых продуктов организациями на всех этапах цепочки, включая производителей кормов, фермеров, производителей и поставщиков пищевых продуктов, производителей и поставщиков оборудования, упаковки, предприятий торговли и общепита.
Внедрение системы управления безопасностью пищевых продуктов на предприятии - длительный процесс, который касается всего персонала, начиная с топ-менеджмента. Он не ограничивается только разработкой документации и наведением элементарного порядка на производстве. Для внедрения системы управления безопасностью пищевых продуктов необходимо, прежде всего, обучение руководства компании, а далее уже всего персонала.
При сертификации может выясниться, что необходимо изменить технологические процессы или методы упаковки, пересмотреть требования к поставщикам сырья и материалов. Может также возникнуть необходимость замены производственного оборудования или перепланировки помещения.
Но важнейшим, наверное, является то, что в процессе внедрения системы управления качеством изменяется психология сотрудников всех уровней, приходит осознание важности вопросов, связанных с безопасностью продукции, формируется понимание того, что необходимо делать для производства действительно качественной продукции.
Лилия Аллахвердова, советник юридической компании PROXIMA
8 мая 2014 г.