Как напряженная ситуация в Украине влияет на пассажирские авиаперевозки

Еще в прошлом году в Украине насчитывалось пять аэропортов с пассажиропотоком больше 1 млн. человек в год. Но после аннексии Крыма и начала АТО на территории Донецкой и Луганской областей их количество, в лучшем случае, снова сократится до трех, как это было в 2012 году. Только тогда компанию «Борисполю» составляли аэропорты Донецка и Симферополя - теперь же они вышли из игры. Сумеют ли аэропорты Киева («Жуляны») и Одессы сохранить полученное только в 2013-м звание «миллионников», сейчас никто сказать не возьмется.

В 2013 году пассажиропоток аэропортов нашей страны вырос на 7% - до 15,133 млн. человек. После исключения из списка действующих украинских аэропортов Донецка и Симферополя вакантные места в пятерке крупнейших заняли Днепропетровск и Львов, которые по показателям пассажиропотока идут практически «нос к носу».

Например, по итогам прошлого года «Киев» показал феноменальный рост на уровне 213%, зато за первые пять месяцев 2014 года объемы перевозок тоже просели сильнее всего - на 23,7%.

Как отмечают в службе маркетинга ГП МА «Борисполь», в силу сложившейся в Украине напряженной политической и экономической ситуации европейские авиакомпании теряют поток, генерировавшийся в Европе. Основная причина заключается в том, что люди временно откладывают или воздерживаются от поездок в нашу страну, опасаясь за свою безопасность (обычно частные поездки) или не будучи уверенными в возможности решить деловые вопросы (бизнесмены). И все же с начала текущего месяца наблюдается начало плавной стабилизации ситуации - авиакомпании стали меньше отменять запрошенные ранее слоты, как это наблюдалось в течение марта-мая.

6 karta.jpg

Планы на лето

С начала июня самый крупный отечественный перевозчик - «Международные авиалинии Украины» (МАУ) - открыл шесть новых регулярных рейсов в Германию, Грузию, Иран, Молдову, Хорватию и Швецию. Авиасообщение с Батуми теперь выполняется семь раз в неделю. В Дюссельдорф - до шести раз, Кишинев - пять раз. С Пальмой-де-Майоркой (Испания), Стокгольмом, Тегераном, Эрбилем (Ирак) - три раза, в Бургас (Болгария), Варну (Болгария), Салоники (Греция), Сплит (Хорватия) - два раза, Дубровник (Хорватия), Римини (Италия), Пула - раз в неделю.

Авиакомпания Ellinair сумела установить авиасообщение с греческим островом Корфу - Boeing 737 туда теперь отправляется два раза в неделю. Windrose намерена выполнять по два рейса в неделю в Сплит и Пальму-де-Майорку. Meridiana Fly в июне начала осуществлять один перелет в неделю в Ольбию (Италия), Scat рассчитывает на три рейса в неделю в Актау (Казахстан).

Также расширилась программа полетов по внутренним маршрутам, в частности, «Днеправиа» установила ежедневное авиасообщение с Харьковом. С начала июня активизировалась бизнес-авиация и выполнение чартерных рейсов, что было связано с проведением во Львове фестиваля «Альфа Джаз». По словам исполняющего обязанности генерального директора аэропорта «Львов» Романа Зазуляка, только за два дня, 12-13 июня, состоялось около 20 чартерных рейсов.

В «Борисполе» утверждают, что, в свою очередь, подросла загруженность рейсов, прибывающих и отправляющихся из аэропорта. О тенденции к стабилизации говорит и факт заявок на открытие новых рейсов из главных воздушных ворот Украины. В частности, в июне запланировано открытие около 20 новых рейсов авиакомпаний МАУ, Ellinair, Wind Rose, Meridiana Fly и Scat. По прогнозам, показатель самолетовылетов за текущий месяц увеличится на 6% в сравнении с маем.

Взлеты и падения

Forbes проанализировал, как изменился объем пассажиропотока пяти ключевых аэропортов Украины (за вычетом Донецка и Симферополя) за первые пять месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Лучший результат сумел продемонстрировать Днепропетровск, аутсайдером стал «Киев» («Жуляны»). Одесский аэропорт сохранил статус «темной лошадки» - в пресс-службе отказались предоставить данные за май.

 

Днепропетровск

1 dnepro.jpg

Рост за 5 месяцев 2014-го - 15,4%

В аэропорту Днепропетровска результаты объемов перевозок объясняют влиянием трех факторов.

Первый и, очевидно, самый важный - это запуск пяти новых рейсов. Якорный авиаперевозчик «Днипроавиа» в апреле открыл маршруты в Батуми, Тбилиси и Стамбул, в мае - в Азербайджан. Третья по объему перевозок в аэропорту (после МАУ) авиакомпания «Роза ветров» в мае начала летать на Кипр (Ларнака).

Второй фактор - это рост частоты полетов. И третий, по всей видимости, общий для всех перевозчиков - переход к высокому летнему сезону перевозок.

 

Борисполь

2 borispol.jpg

Падение за 5 месяцев 2014-го - 1,4%

По итогам четырех месяцев 2014-го в «Борисполе» наблюдалась положительная тенденция роста количества самолетовылетов. За этот период аэропорт обслужил почти 23 500 рейсов, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший прирост по количеству обслуженных рейсов пришелся на январь и февраль и составил около 6500 и 5800 рейсов, что на 19% и 36% соответственно больше показателей 2013 года.

Снижение деловой и туристической активности стало основной причиной сокращения авиакомпаниями планов полетов и уменьшения загруженности на рейсах базовых и международных авиаперевозчиков, что не могло не сказаться на загруженности мощностей аэропорта. В марте авиакомпании сократили объемы пассажирских перевозок до 420 300 человек (на 3,8% меньше 2013-го), а в апреле было 447 300 пассажиров (на 16% меньше 2013-го). Несмотря на снижение загрузки воздушных судов, объемы по самолетовылетам сократились меньше.

 

Львов

3 lvov.jpg

Падение за 5 месяцев 2014-го - 9,7%

В прошлом году внутриукраинский пассажиропоток авиакомпании «ЮТэйр-Украина» находился на сопоставимом с крупнейшим украинским перевозчиком «Международные авиалинии Украины» уровне. Теперь же наибольшее сокращение пассажиропотока за первые пять месяцев в аэропорту им. Данила Галицкого именно по причине сворачивания рейсов «ЮТэйр-Украина» на маршруте Львов - «Жуляны» и уменьшения частоты полетов в направлении Львов - «Внуково». Объемы падения составляют -33% и -47% по сравнению с 2013 годом соответственно.

Впрочем, свято место пусто не бывает, и буквально с июня на маршруте Киев - Львов - Киев начала выполнять полеты авиакомпания «Урга» (шесть раз в неделю на Saab 340). МАУ открыла рейс Львов - Батуми - Киев (два раза в неделю на Boeing 737).

 

Киев («Жуляны»)

4 juliany.jpg

Падение за 5 месяцев 2014-го - 23,7%

В первом квартале пассажиропоток «Жулян» сократился по сравнению с аналогичным периодом 2013-го примерно на 10%, а по итогам пяти месяцев просел уже на 23,7%. Количество самолетовылетов в первом квартале уменьшилось на 30-35%. Как и раньше, якорными перевозчиками в этом аэропорту продолжают оставаться «Визз Эйр Украина», Wizz Air Hungary и российская «Трансаэро». Дискаунтер оптимизировал летнее расписание - для этого он сократил частоту полетов по целому ряду направлений и отказался от запуска новых маршрутов. «Трансаэро» оставила только перелеты в Москву и примерно в три раза сократила их количество.

Генеральный директор компании-оператора аэропорта «Киев» («Жуляны») «Мастер-Авиа» Алексей Яковец в интервью порталу ЦТС (Центр транспортных стратегий) сетует на снижение на 30-35% покупательной способности граждан в сочетании с удорожанием топлива до 18 000 за тонну авиакеросина. По его прогнозам, пассажиропоток по итогам 2014 года выйдет на показатель в 1,2-1,3 млн. человек, что соответствует примерно 30%-ному снижению.

 

Одесса

5 odessa.jpg

Публичных данных по итогам 5 месяцев 2014-го пока нет

Пресс-секретарь одесского аэропорта Мария Попович в ответ на запрос Forbes не смогла предоставить данные по объемам перевозок в мае, сославшись на отсутствие готовых цифр. Учитывая, что после февральского падения пассажиропоток рос вплоть до апреля, наверняка майский показатель окажется, по крайней мере, не меньше. В частности, в мае авиакомпания Yanair добавила в расписание второй ежедневный рейс Киев - Одесса, в июне греческая авиакомпания Ellinair открыла еженедельный прямой рейс в Салоники.

Сергей Мишко

3.07.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua