Как железные дороги «отвоевывают» грузовые перевозки

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) - одна из крупнейших транспортных компаний мира - может получить право предоставлять скидку размером 50% на перевозку грузов по направлениям, конкурирующим с автотранcпортом. Такое предложение, как утверждает источник газеты «Ведомости», обсуждается в рамках поручения премьера Дмитрия Медведева об уточнении правил тарифного коридора для РЖД при замораживании тарифов на 2014 год. Эксперты же отмечают, что такой шаг сделан для сохранения приоритетности ж/д транспорта в части грузооборота.

Попытка компании удержать грузоперевозки «под крылом» объясняется падением показателей в этой сфере. По данным РЖД, за 10 месяцев 2013-го тарифный грузооборот снижен был на 2,2% к аналогичному периоду прошлого года, а среднесуточная погрузка только в октябре составила чуть больше 3,42 млн. тонн, что на 4,7% ниже уровня прошлого года. Более точные данные в телефонном комментарии Delo.UA пресс-служба компании не смогла предоставить. Впрочем, по данным главного вычислительного центра РЖД, в январе-октябре 2013 года грузоперевозки сократились на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) и составили 1,159 млрд. тонн.

В самой российской транспортной компании такое снижение связывают с текущей макроэкономической ситуацией, которая «серьезно осложняет работу РЖД». «ВВП России с начала года (за 9 месяцев) возрос только на 1,3%, а промышленное производство - на 0,1%», - отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в начале ноября.

Возникшая ситуация может не лучшим образом отразиться на финансовых результатах «Российских железных дорог». Хотя в прошлом году грузоперевозки РЖД и выросли на 2,9% по сравнению с 2011-м, составив 1,434 млрд. тонн, чистая ее прибыль по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), согласно сообщению компании, по итогам 2012-го составила 78 млрд. руб ($2,437 млрд.), сократившись на 54% в сравнении с 2011 годом. В текущем году ситуация может ухудшиться: хотя данных по международным стандартам российская компания еще не обнародовала, но чистая прибыль РЖД по российским стандартам банковского учета (РСБУ) в январе-сентябре 2013 года снизилась в 9,4 раза в сравнении с АППГ и составила 4,258 млрд. рублей ($133,06 млрд.), что позволяет прогнозировать снижение и в отчетности по МСФО.

На сегодняшний день ж/д монополист России может предоставлять определенные скидки, но их размер незначителен, отмечают эксперты. Так, с января действует приказ Федеральной таможенной службы России, который позволяет РЖД регулировать уровень грузового тарифа - от «минус» 12,8% до «плюс» 13,4%. Старший аналитик инвестиционной компании «Арт Капитал» Алексей Андрейченко подчеркивает, что возможность предоставления скидки строго регламентирована. По его словам, компания может увеличить тариф, если стоимость груза в течение трех месяцев на 25% и более превышала среднюю стоимость груза за аналогичный период в течение трех лет.

Поможет ли получение права предоставлять 50%-ную скидку «Российским железным дорогам» уравновесить «баланс» грузоперевозок? Эксперты склоняются к положительному ответу, но не уверены, что ситуация значительно выровняется. «РЖД действительно сможет переманить часть грузоотправителей, если получит право применять скидки. Но на решение грузоотправителя влияет не только цена, а и целая совокупность факторов, таких как доступность железной дороги к месту отправки и назначения, возможность накапливать груз до его отправления, легкость изменения расписания доставки, вес и габариты груза, дальность перевозки», - отметил Андрейченко.

Ситуация со снижением грузооборота коснулась не только российского перевозчика, но и украинского. Еще в августе наш железнодорожный монополист - «Укрзализныця» (УЗ) - получил право устанавливать льготные тарифы со скидкой до 50% на перевозку транзитных грузов железными дорогами Украины. По данным УЗ, в январе-октябре 2013-го экспортные грузоперевозки, занимающие более половины в объеме всех грузов, сократились по сравнению с АППГ на 2,7% до 35,2 млн. тонн. Импортные грузоперевозки увеличились при этом на 24,6% - до 3,4 млн. тонн.

Хотя скидки и должны были увеличить грузоперевозки УЗ, этого все же не произошло. По данным аналитика ИБ «Ogilchyn Capital» Юрия Беженаря, влияние скидочной политики УЗ на ситуацию с грузоперевозками в стране незначительно. «До августа 2013 года, когда начало действовать право на 50%-ную скидку, максимальный размер такой скидки составлял 30%. Увеличение не столь значительно, как могло бы показаться на первый взгляд», - отметил эксперт. Также он уточнил, что приказ Министерства инфраструктуры Украины от 15 июля 2013 года № 482, который и устанавливает новый размер максимальной скидки, будет действовать еще менее 3-х месяцев. Впрочем, Беженарь советует не спешить с выводами о внедрении этой инициативы ввиду слишком слабой базы сравнения и отсутствия полноценных отчетных данных.

«Если следовать логике российских чиновников, падению грузооборота УЗ поспособствовало и сокращение промышленного производства. Соответственно, и объем грузоперевозок также уменьшается», - прокомментировал Беженарь.

Так, по данным Госстата, по итогам 10 месяцев украинская промышленность сократилась на 5,2%.

В целом прогнозировать, переманит ли РЖД часть грузоперевозчиков из автосферы, трудно, потому как, например, «Укрзализныце» 50%-ная скидка не принесла долгожданного увеличения грузоперевозок. С другой стороны, эксперты отмечают, что прыжок с максимальных 13,5% до 50% для РЖД может стать решающим для оператора при выборе перевозчика. Вот только потратить на внедрение этой скидки россиянам для достижения ощутимого эффекта придется значительно больше времени, нежели предусмотрели в украинском Мининфраструктуры…

02.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua