Как избавиться от газовой зависимости

Forbes продолжает анализировать проблемы украинской экономики и искать точки роста в 2015 году. Теперь на очереди газовый сектор.

Евроинтеграция, приверженность которой украинские власти демонстрируют во внешней политике, не стала приоритетом в практической реализации планов по реформированию внутреннего газового рынка.

Вопреки декларациям о целевом развитии конкуренции, правительство Арсения Яценюка в прошлом году приняло ряд решений, усиливших монополию НАК «Нафтогаз Украины» - госхолдинг остается главным субъектом, который прямо или косвенно контролирует в стране добычу, транспортировку, хранение, распределение и поставки природного газа.

Чтобы успешно развивать газовый рынок, власти будут вынуждены урегулировать спорные вопросы, привлекающие внимание европейских институтов и зарубежных компаний.

Добыча и реализация газа

Барьеры

- административные ограничения коммерческой деятельности;

- неэффективная система налогообложения отрасли;

- отсутствие привлекательных условий для окупаемости капиталовложений

Точки роста

- сокращение вмешательства государства в деятельность компаний;

- либерализация рынка;

- оптимизация налогообложения;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- правовое регулирование отрасли с учетом практики ЕС

До сих пор остается неразрешенным конфликт частных газодобывающих компаний с Кабмином, оспоривших в ноябре прошлого года решение чиновников, которые проигнорировали обязательства Украины перед ЕС и ограничили их права на реализацию газа: с декабря и до начала весны правительство обязало более 150 крупнейших платежеспособных предприятий осуществлять закупку газа исключительно у «Нафтогаза» по предоплате.

Благодаря их гарантированным платежам НАК покрывает дефицит средств для оплаты импортного газа из стран ЕС и России. Но из-за этого частные газодобытчики, по сути, остались без значительных клиентов на внутреннем рынке, которые обеспечивали им приток оборотных средств, необходимых для инвестирования в развитие производства. Поэтому в декабре решение Кабмина было успешно оспорено в Окружном административном суде Киева. Теперь судебная тяжба ждет продолжения в апелляционной инстанции.

Не в пользу частных газодобывающих компаний оказалось также решение Кабмина по поводу условий их налогообложения в 2015 году. Госбюджет на текущий год предусматривает для них 55%-ный налог на недропользование, хотя правительство обещало с января снизить его до 28%, как было до августа 2014 года.

Учитывая риски, связанные с нестабильной политической ситуацией и вооруженным противостоянием на Донбассе, упомянутые решения чиновников закрывают дорогу для инвесторов в развитие добычи газа в Украине. В конце прошлого года решение отказаться от проектов в стране приняла американская корпорация Chevron. А у частных газодобывающих компаний, уже работающих в Украине, не осталось стимулов для расширения своей деятельности.

Подтверждением этому стало сообщение британской нефтегазовой компании с активами в Украине JKX Oil&Gas, которое она разместила вчера на сайте Лондонской фондовой биржи. Ее акционеры решили отказаться от реализации программы бурения скважин в 2015 году из-за двукратного повышения налогов и обязательства промышленных потребителей газа покупать топливо в зимний период исключительно у «Нафтогаза». В сообщении указывается, что это сужает рынок для частных игроков.

Поэтому с наибольшей долей вероятности можно прогнозировать, что в 2015 году частные газодобытчики не повторят свой рекорд 2014 года, когда их объем производства впервые за весь период независимости Украины превысил 3 млрд. куб. м, достигнув 3,3 млрд. (в 2013 году частные компании добыли 2,3 млрд. куб. м).

Благодаря этому было компенсировано снижение этого показателя из-за захвата ГАО «Черноморнефтегаз» Россией после аннексии Крыма, а общее падение добычи газа в Украине по итогам прошлого года упало незначительно в сравнении с 2013-м: с 21 млрд. куб. м до 20,5 млрд. куб. м.

Неблагоприятный инвестиционный климат закрывает украинский рынок для современных технологий добычи традиционного и нетрадиционного газа. Абсолютное большинство газовых месторождений в стране эксплуатируется 40-60 лет, что обусловливает высокий уровень их выработки, который, по разным оценкам, достигает 60-75%. На перспективных месторождениях средняя глубина бурения и добычи достигает 3,5 км, а максимальная превышает 6 км.

Более 15% разведанных запасов относится к категории труднодоступных, для извлечения которых необходимы передовые технологии. Из-за их отсутствия на балансе «Нафтогаза», по статистике госхолдинга, насчитывается около 2300 газовых скважин, которые не эксплуатируются, хотя имеют потенциал для эффективной разработки.

Тарифная политика

Барьеры

- заниженная стоимость газа для населения, не покрывающая его себестоимости;

- отсутствие эффективной модели ценообразования для всех категорий потребителей

Точки роста

- ликвидация перекрестного субсидирования;

- сокращение бюджетных дотаций для НАК «Нафтогаз Украины»;

- реформа ценообразования: внедрение модели, учитывающей при определении стоимости калорийность газа и объемы его потребления

Коммерческой привлекательности украинского газового рынка, как полагает правительство, должно способствовать повышение цен на голубое топливо для населения. Ожидается, что от этого выиграет и «Нафтогаз». Чтобы втрое сократить бюджетные дотации для госхолдинга (со 110 млрд. грн. до 32 млрд. грн.), в новом году премьер Арсений Яценюк анонсировал повышение газовых тарифов для населения до рыночного уровня и внедрение прямого субсидирования малообеспеченных граждан.

Liga gaz 3.jpg

Проблема пересмотра тарифообразования на газ в Украине назрела давно. Но ее решению всегда мешала политическая целесообразность. Опасаясь потери поддержки электората и социальных волнений, все правительства отказывались от решительных действий, игнорируя проблемы развития газового рынка. Сейчас Кабмину придется реализовывать непопулярные меры на фоне усугубления финансового кризиса в стране, падения производства и платежеспособности населения.

Новые цены, по прогнозам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, превысят нынешние в три-пять раз. Действующие расценки (с учетом колебаний курса доллара США, от $70 до $235 за 1000 куб. м, в зависимости от объема потребления), были зафиксированы Кабмином в мае 2014 года, и тогда они были повышены в среднем на 40%. Но «Нафтогаз» этого подъема не ощутил: весь рост в течение года был нивелирован девальвацией гривны, поэтому предпосылок для сокращения финансового дефицита компании не появилось.

Однако нынешние планы Кабмина по переходу на рыночное ценообразование в газовом секторе не учитывают европейскую практику. В странах ЕС принят подход к тарифообразованию, при котором категории покупателей определяются не социальными группами, а их спросом на газ и условиями оплаты.

Регулятор устанавливает единую базовую цену для всех потребителей, которая потом корректируется в зависимости от условий поставки, объемов потребления. Например, чем больше потребление, тем меньше цена. Поэтому в ЕС, в отличие от Украины, тарифы на газ для населения (небольших потребителей) выше, чем для промышленности (крупных потребителей). Кроме того, в Европе конечная цена корректируется с учетом калорийности газа. В Украине же этот фактор игнорируется, хотя его учет предусмотрен в международных обязательствах страны перед Евросоюзом.

Корпоративные связи

Барьеры

- судебные разбирательства между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром»;

- отсутствие взаимовыгодного контракта на куплю-продажу российского газа и его транзит по украинской ГТС;

- наличие спорного газа в украинских ПХГ, на который не урегулировано право собственности

Точки роста

- повышение прозрачности газового рынка; оптимизация законодательства;

- заключение внешнеторговых контрактов на рыночных условиях;

- сокращение вмешательства политики в деятельность компаний;

- создание равных условий на рынке для коммерческих субъектов

Стабильности на украинском газовом рынке препятствуют неурегулированные вопросы в сотрудничестве «Нафтогаза» и «Газпрома». С 16 июня прошлого года из-за ценовых разногласий российская монополия прекратила поставки в Украину, 31 октября конфликт был урегулирован при посредничестве Еврокомиссии: на условиях предоплаты НАК возобновил российский импорт.

Но теперь он сможет продолжаться до конца марта 2015 года, после этого действующие временные договоренности, которые предусматривают скидку на российский газ от контрактной цены на $100, утратят силу.

Нужны новые переговоры, которые поставят точку в ценовом споре «Нафтогаза» и «Газпрома».

Посол Украины при ЕС Константин Елисеев сообщил, что Киев, Брюссель и Россия возобновят их в ближайшее время. Но точной даты он не назвал. По его словам, стороны должны определиться, будет ли подписан так называемый «летний пакет», который определит цену на российский газ для Украины с апреля 2015 года, или же «Газпром» и «Нафтогаз» предпочтут ожидать решения Стокгольмского арбитража по условиям действующего контракта, подписанного в 2009 году на период до 2019 года.

В июне прошлого года НАК инициировал судебное разбирательство с российской монополией, в котором потребовал установить справедливую и рыночную цену на газ для Украины. В ответ «Газпром» подал встречный иск о взыскании с «Нафтогаза» более $4,5 млрд. долга.

Также НАК в октябре прошлого года обратился в Стокгольмский арбитраж с требованием о пересмотре контракта на транзит российского газа и выплате компенсации из-за невыполнения договорного условия об обязательной прокачке не менее 110 млрд. куб. м газа ежегодно.

Транзит российского газа в Европу через Украину, млрд. куб. м

2009

92,8

2010

95,4

2011

101,1

2012

81,2

2013

83,7

2014 (оперативные данные)

63

Источник: НАК «Нафтогаз Украины»

Поводом для пересмотра транзитного контракта с «Газпромом», как считают в украинском правительстве, являются новые правила расчета стоимости транспортировки газа по магистральным газопроводам, введенные с 1 ноября 2014 года.

Эти правила отличаются от тех, которые определены действующим контрактом между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 год. Они учитывают европейскую практику и построены на основе тарифной системы «вход/выход» для точек входа и выхода газа, расположенных на государственной границе Украины.

Но у «Нафтогаза» проблемы в отношениях не только с «Газпромом». У госхолдинга остаются спорными вопросы о собственности на газ в подземных хранилищах с ликвидированным в июне 2014 года посредником RosUkrEnergo, созданным при участии «Газпрома» и Дмитрия Фирташа, холдингом Ostchem Дмитрия Фирташа, трейдером «УкрГаз-Энерго», который реализовывал газ на внутреннем рынке в период, когда продажи в Украину шли через RUE (его основным владельцем, по данным Forbes, сейчас является бывший руководитель компании и автор схемы поставок с ее участием Игорь Воронин).

Неопределенность в отношениях с этими компаниями создает риски для «Нафтогаза» при формировании собственного баланса газа, которым НАК может свободно распоряжаться для покрытия дефицита на внутреннем рынке в период пикового потребления в отопительный сезон.

Сокращение зависимости от России

Барьеры

- невыгодный для Украины действующий газовый контракт с РФ;

- отсутствие полноценного газового рынка в стране;

- инфраструктурные ограничения для расширения газовых поставок из ЕС

Точки роста

- реформа НАК «Нафтогаз Украины»;

- создание условий для развития внутренних и магистральных газовых сетей, чтобы повысить надежность функционирования газового рынка;

- развитие биржевой торговли газом; создание газового хаба;

- привлечение инвесторов для модернизации ГТС

Наличие спорного газа в ПХГ может спровоцировать правительство принимать радикальные решения в отношении прав собственности на этот ресурс для успешной реализации планов по реформированию холдинговой структуры «Нафтогаза».

Актив нужно очистить, чтобы повысить его привлекательность для инвесторов. Арсений Яценюк заявил о намерениях в 2015 году объявить международный конкурс, чтобы на базе отечественной газотранспортной инфраструктуры создать два совместных предприятия с американскими или европейскими компаниями, в которых контрольный пакет будет у государства. Одно СП будет управлять магистральными газопроводами, другое - подземными газохранилищами. Инфраструктура на 100% останется в госсобственности.

А НАК «Нафтогаз Украины» из госхолдинга превратится в газового трейдера, который также может быть приватизирован.

В начале этого года ожидается проведение международной конференции по вопросам модернизации и эксплуатации украинской ГТС. Кроме создания СП, в правительстве рассматривают возможности создания на базе газотранспортной инфраструктуры, расположенной на западноукраинской границе, газового хаба, который станет одной из биржевых площадок по торговле газом в Европе.

Это создаст условия для развития конкуренции и позволит участникам торгов свободно выбирать продавцов и покупателей ресурса, условия и сроки поставок. Подобные перспективы влекут развитие финансового и страхового рынков. Возникнет спрос на новые инструменты по управлению рисками, связанными с непредвиденными ситуациями на газовом рынке, а также для финансирования фьючерсных и опционных контрактов, которые широко используются в биржевой торговле газом.

Предпосылки для таких изменений были созданы в 2014 году, когда неразрешенные проблемы почти на шесть месяцев остановили закупки у «Газпрома» и спровоцировали «Нафтогаз» развивать реверсные поставки из Европы.

По итогам прошлого года Украина в 2,4 раза нарастила импорт газа из ЕС в сравнении с 2013 годом: с 2,132 млрд. куб. м до 5,1 млрд. куб. м. А поставки российского газа в Украину в 2014 году сократились на 44%: если в 2013 году его импорт составил около 27,8 млрд., то в ушедшем году он упал до 14,5 млрд., что стало рекордно низким показателем за все время независимости страны.

Светлана Долинчук

12.01.2015 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua