Изменения в курсе гривны, а также установление Нацбанком новых правил приобретения валюты и перечисления ее зарубежным поставщикам - главные факторы, которые повышают риск не только увеличения стоимости нефтепродуктов для потребителей, но и возникновения их дефицита на внутреннем рынке.
С начала февраля цены на наиболее популярные у автолюбителей марки бензина А-92, А-95 а также дизельного топлива увеличились на 0,24-0,30 грн./литр. Ключевое влияние на эту тенденцию оказали колебания на валютном рынке. Ведь около 70% нефтепродуктов в Украине - импорт, стоимость которого зависит от курса гривны.
«Цена оптовой закупки составляет около 55% розничной цены топлива. Еще примерно 33% приходится на налоги, в частности, на акцизный сбор, который также номинирован в евро. Около 90% составляющих цены нефтепродуктов имеют прямое валютное происхождение, поэтому у них нет шансов проигнорировать роста курса, который происходит сегодня», - отметил Сергей Куюн, директор консалтинговой компании «А-95».
Упомянутый рост цен на бензин - не предел. В «А-95» подсчитали, что увеличение курса гривны до 8,8 грн./$ приведет к увеличению цен на АЗС в среднем на 0,60 грн. за литр топлива.
«То, что может привести к дальнейшему росту цен, это форс-мажорные обстоятельства и финансовые риски, которые определяются состоянием национальной экономики в целом. В случае если обвал гривны будет продолжаться, эти риски возрастут. А любой финансовый риск находит свое отражение в ценах: чем выше риски, тем больше их составляющая в цене», - пояснил Геннадий Рябцев из НТЦ «Психея».
Чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке, на прошлой неделе, 7 февраля, Нацбанк принял постановление, которым определил новые правила валютных расчетов. В частности, согласно документу, любая проплата будет занимать не менее шести банковских дней (до 10 календарных) со дня перечисления на специальный счет гривневых средств для приобретения валюты.
Такое нововведение вызвало ажиотаж среди нефтетрейдеров. «Это накладывает существенные ограничения на деятельность топливного рынка и создает предпосылки для дестабилизации системы обеспечения нефтепродуктами Украины, которая зависит от импорта… Данное ограничение уже не позволило импортерам нефтепродуктов своевременно оплатить законтрактованный ресурс», - считает Леонид Косянчук, глава ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов».
Сложившуюся ситуацию Куюн назвал «тихой паникой», потому что механизм приобретения валюты, который прописан в постановлении НБУ, очень тяжело наложить на реалии функционирования рынка нефтепродуктов. Причины этого - в том, что операции по импорту топлива связаны с четким планированием отгрузок. Невыполнение обязательств повлечет за собой большие санкции со стороны зарубежных поставщиков, вплоть до расторжения договоров с недобросовестными партнерами в Украине.
«На рынке существуют формульные контракты, которые предусматривают четкий график проплат и четкий график отгрузок, в случае нарушения которого прописаны очень серьезные санкции. Сейчас эти санкции начинают вступать в силу. Часть контрактов уже сорвана, потому что около 90% нефтетрейдеров не могут рассчитаться. Топливо, которое сейчас не выкупили компании для поставок на украинский рынок, будет продано на другие направления, поскольку хранить его поставщики не могут», - отметил директор консалтинговой компании «А-95».
Косянчук считает, что действие нового порядка приобретения валюты и последующих расчетов с зарубежными контрагентами может привести к непредсказуемым последствиям, включая дефицит топлива и неконтролируемый рост цен. Связано это с тем, что новые правила конвертации валюты и платежей приведут к замораживанию огромных сумм оборотных средств. Чтобы их пополнить, операторам рынка придется использовать коммерческие кредиты. Это, в свою очередь, будет оказывать дополнительное давление на себестоимость и, соответственно, на конечную стоимость нефтепродуктов для потребителей.
Однако рынок нефтепродуктов не живет одним днем. Как правило, на рынке существуют определенные запасы топлива - их хватит в среднем на один месяц. Однако не у всех трейдеров такие запасы есть - их формируют только крупные игроки, которые имеют возможность отвлекать значительные оборотные средства на закупку впрок.
Чтобы не допустить хаотичного роста цен на АЗС, принципиальным сейчас является не допускать раскачивания ситуации на валютном рынке, считает Рябцев. Он напомнил, что украинский рынок нефтепродуктов открыт с 2005 года: поставки ведутся с разных направлений, нефтепродукты закупаются как у отечественных, так и зарубежных производителей.
Поэтому опасаться возможного дефицита топлива из-за увеличения, например, спроса, вызванного началом предстоящей посевной кампании у аграриев, оснований нет. Возможен лишь ситуативный дефицит из-за снегопадов или гололеда на дорогах, которые затруднят передвижение бензовозов к точкам розничных продаж.
«Как только успокоится политическая ситуация в стране, курс национальной валюты перестанет иметь спекулятивный характер и вернется на свои позиции, то и цены на топливо снизятся», - прогнозирует Косянчук. Но когда именно это произойдет, эксперты не конкретизируют. Сейчас, по словам Куюна, сложилась непростая ситуация, которая «вряд ли просто и быстро закончится».
Влад Королюк, Светлана Долинчук
12.02.2014 г.