Как аэропорт «Киев» отбирает пассажиров у «Борисполя»

Международный аэропорт «Киев» («Жуляны») за 9 месяцев 2013 года обслужил более 1,4 млн. пассажиров, что на 130% больше показателей 2012 года. Так, пассажиропоток на международных рейсах за 9 месяцев 2013 года составил 1,05 млн. человек, а на внутренних рейсах было обслужено почти 360 тыс. пассажиров.

И на этом руководство аэропорта «Киев» не собирается останавливаться. «По итогам 2013 года мы рассчитываем выйти на 2 млн. пассажиров. А уже в следующем году аэропорт планирует увеличить пассажиропоток на 15-20% и довести в 2014-2015 годах общий пассажиропоток до 2,5 млн. пассажиров», - говорит глава совета директоров аэропорта «Киев» (Жуляны) Денис Костржевский.

В тоже время главный столичный аэропорт - «Борисполь» - продолжает терять пассажиров. Так, в январе-сентябре 2013 года он сократил пассажиропоток на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года - до 5,986 млн. пассажиров. Основной причиной падения является потеря основного перевозчика - «Аэросвита», который обеспечивал 32% всего объема перевозок через аэропорт «Борисполь». Не последнюю роль сыграла и база сравнения - в 2012 году Украина принимала чемпионат Евро-2012, а, соответственно, и большое количество иностранных туристов. Падение пассажиропотока признают и в руководстве аэропорта. «Произошел спад пассажиропотока, что привело к убыточной деятельности. Но ситуация исправляется. В августе 2013 года мы имели такие же показатели пассажирооборота, как и в августе-2012: в среднем ежедневно вылетало 30 тыс. пассажиров. Впрочем, отставание преодолеть до конца 2013-го не удается - в начале года у нас был провал», - говорит в интервью «Инвестгазете» сообщил новый генеральный директор главной воздушной гавани Алексей Кочанов.

«Сейчас мы активно работаем над привлечением новых авиакомпаний в аэропорт «Киев», - продолжает Денис Костржевский.

Действительно, за последние два года число авиакомпаний в аэропорту «Киев» значительно расширилось. Так, с 27 марта 2011 года через аэропорт осуществляет все свои рейсы единственная украинская лоукост-авиакомпания Wizz Air. Российская авиакомпания «Трансаэро» с 15 июня 2012 года в дополнение к своим рейсам из «Домодедово» (Москва) в «Борисполь» открыла также ежедневный рейс в аэропорт «Киев», а уже с началом зимней навигации 2012/2013 авиакомпания полностью перенесла все свои рейсы в «Жуляны». По пути «Трансаэро» пошли еще одна авиакомпания, - «ЮТэйр-Украина» - которая с переходом на зимнее расписание 2012/2013 года перенесла все свои рейсы из «Борисполя» в «Жуляны». В апреле 2013 года аэропорт «Киев» подписывает договоры с итальянской Air One и испанской Vueling Airlines. А в июле пассажиропоток аэропорта был увеличен за счет прихода еще одного дискаунтера - flydubai. Авиакомпания из ОАЭ выполняет рейсы по маршруту Киев - Дубаи с 15 сентября 2013 года сразу из двух аэропортов столицы.

Более того, даже главный перевозчик страны - крупнейшая в Украине авиакомпания МАУ - изъявила желание открыть чартерные перелеты из аэропорта «Жуляны», но пока ни одна из сторон не комментирует этот вопрос. «Да, МАУ к нам обращались. Но пока все на стадии переговоров», - сказал Delo.UA Денис Костржевский.

Причина, по которой авиакомпании предпочитают аэропорт «Киев» «Борисполю», очевидна: авиационный сбор в «Жулянах» в несколько раз ниже. «В Украине есть дорогой аэропорт «Борисполь» и более дешевый «Киев» («Жуляны»). В «Жулянах» сбор ниже, кроме того, с этим аэропортом у нас контракт - чем больше пассажиров мы перевозим, тем меньше платим в расчете за одного паcсажира. В «Борисполе» тоже работает такая схема, но мы просчитали, что перейти в более низкий ценовой сегмент нам удастся только через 10 лет. В аэропорту «Киев» это сделать легче. И менеджмент аэропорта более открытый», - говорит коммерческий директор «Визз Эйр Украина» Наталья Артемова.

Отметим, что аэропорт «Жуляны» предоставляет преференции тем авиакомпаниям, которые обеспечивают наибольший пассажиропоток для аэропорта. «На «Визз Эйр Украина» приходится около 50% пассажиропотока. Соответственно, у нее самые большие скидки», - говорит Денис Костржевский

Свой ход в «ценовой войне» готовит и «Борисполь», который решил усовершенствовать свою систему скидок. У аэропорта сегодня существуют специальные предложения 10-30%, которые получают авиакомпании со значительными объемами перевозок, а также скидки на обслуживание трансферных пассажиров. «За обслуживание трансферных пассажиров мы планируем брать 50% тарифа. Кроме того, скидка за обслуживание новых направлений составит 75% в первый год, 50% во второй и 30% - в третий. Ожидаю, что новый тарифный план заработает уже начиная с зимнего расписания 2013/14. Единственный сбор, по которому мы не планируем предоставлять скидку - авиабезопасность. На этом экономить нельзя», - говорит Кочанов.

Помимо ценового фактора, в пользу «Жулян» играет его месторасположение. «У «Жулян» есть ряд преимуществ - это и расположение аэропорта (8 км от центра Киева) и обновленная инфраструктура», - продолжает Артемова.

Подтверждают это и туроператоры. «Если цена перелета одинаковая в обоих аэропортах, то при выборе места вылета для туриста важно расположение - если ехать на такси, то куда ближе и дешевле. А до «Борисполя» бывает сложно добраться из-за пробок на мосту. Важный момент и сервис в аэропорту - цены в кафе в «Жулянах» намного скромнее», - поясняет директор по туризму компании «Пан Укрейн» Ольга Юденко.

Однако не все авиакомпании могут перейти в аэропорт «Киев». Дело в том, что в «Жулянах» есть ограничения по длине взлетно-посадочной полосы (ВПП). Сейчас ее длина в 2350 метров ограничивает аэропорт «Киев» на прием воздушных судов по граничному взлетному весу. В 2014-2015 годах ВПП «Жулян» собираются удлинить на 150 - 250 метров, что позволит аэропорту принимать такие самолеты, как Airbus-321, Boeing 737-800. А вот о новой ВПП речь пока не идет - она появится не ранее 2018 года. И то если удастся выкупить землю и найти финансирование, которое оценивается на уровне $100 млн.

Таким образом, аэропорт «Борисполь» все еще остается главными аэропортом страны. Однако почивать на лаврах в компании не собираются - конкуренты наступают очень быстро. Так, за последние 2 года аэропорт «Киев» активно наращивал пассажиропоток. Так, по итогам 2011 года он составил 469,8 тыс. пассажиров, а уже по итогам 2013 года - 862 тыс. человек.

«Мы не будем переманивать авиакомпании, которые перешли работать в аэропорт «Киев». У каждого аэропорта свой клиент и свои преимущества. У нас есть две всепогодных взлетно-посадочных полосы (ВПП), принимающие любые типы гражданских самолетов, современные терминальные комплексы общей площадью 170 тыс. кв. метров. Это наши неоспоримые преимущества. К началу будущего летнего сезона будет построен многоуровневый паркинг на 2038 машиномест. Появится топливно-заправочный комплекс, который позволит заправлять среднемагистральный самолет за 20 минут, дальнемагистральный - за 40. Сегодня на это уходит 40-50 минут и два часа соответственно», - говорит Алексей Кочанов.

Несмотря на все выше написанное руководство «Борисполя» не собирается сидеть, сложа руки и активно приступило к его реформированию: новые, более вместительные паркинги, рокировка терминалов и т.д. «Терминал D был сдан в эксплуатацию в конце мая 2012 года, накануне старта футбольного чемпионата Европы. Но вот успеть с сопутствующей инфраструктурой - парковкой, магазинами беспошлинной торговли, точками общественного питания - не удалось. Все эти проблемы постепенно решаются», - говорит Кочанов. Так, уже принято решение о том, что открытый в 2010 году пассажирский терминал «F» будет отдан под грузовые перевозки уже в следующем году. Кроме того, в терминал D переведут внутренние рейсы.

«После реорганизации терминалов в аэропорту «Борисполь» пиковая загрузка главной воздушной гавани будет составлять около 70%», - резюмирует директор аэропорта «Борисполь».

Ольга Сороколетова

14.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua