Качество на бумаге

В августе медиа много внимания уделили «переходу Украины на европейские стандарты качества» в связи с принятием «Технического регламента по требованиям к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу». Процесс создания этого документа действительно был мучительным для чиновников, которые умудрились сохранять интригу даже после его одобрения в целом на заседании Кабмина 1 августа.

Пришлось «поработать локтями» и профессиональной общественности, благодаря чему техрегламент приобрел хоть какой-то реальный смысл: жизнь у нелегальных производителей моторного топлива может стать еще интереснее, а, значит, есть надежда, что когда-то всем нам будет легче дышать.

В остальном документ малоинтересен: фактически он цементирует отставание Украины на десять лет от первоначального плана ужесточения топливных стандартов, сделан наспех, слабо проработан, а в итоге смысл его создания оказался во многом утерян. Имеем еще одну «грамоту», в то время как рынок, да и потребитель заждались элементарных практических шагов по контролю качества топлива.

Необходимость создания «топливной» библии назревала давно. В Украине широкую практику получила выдача технических условий (ТУ), подразумевавших те или иные отклонения от стандартов, и топливная отрасль не была исключением. Этим нехитрым путем шли как добросовестные операторы, регистрируя ТУ на так называемые фирменные нефтепродукты с добавлением моющих присадок, так и различные переработчики и смесевики, получая техусловия на вариации на топливную тему (смесевые, спиртосодержащие и прочие нефтепродукты).

Был нужен документ, устанавливающий для всех единые правила, а заодно поднимающий планку качества путем запрета использования компонентов, которые чаще всего используют так называемые бодяжники. Но в нашем случае двигателем появления единого документа, кажется, было что-то иное. Во-первых, на гармонизации законодательства настаивает Евросоюз, где техрегламенты очень распространены. Во-вторых, этот шаг числился в перечне мероприятий Национального плана действий на 2012 г. по реализации Программы экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

Участники разработки и обсуждения техрегламента считают, что если бы не последнее обстоятельство, то документ появился бы нескоро, а скорее всего, никогда. В среде специалистов сферы стандартизации нет единого мнения относительно пользы техрегламентов. «Существует некая мода на такого рода программные вещи, но документы получаются низкого качества, разработаны на скорую руку, хотя эти задачи можно решать и путем внесения необходимых изменений в ГОСТы», - говорит руководитель одного из отраслевых институтов.

Сказанное, похоже, полностью применимо к истории с разработкой «топливного» ТР. Нацплан президента - дело серьезное, выполнение находится на контроле. На ответственный за разработку документа орган - Минэнергоугольпром - насели контролеры из администрации президента (если точнее, то из координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины), и отвертеться не получилось.

Как обычно бывает в случае с «неденежными» проектами, документ был разработан спустя рукава, и появившийся к осени 2012 г. первый вариант поверг одних в шок, других в уныние. Помимо явных технических ляпов, документ попробовали провести без надлежащего согласования с общественностью. Но благодаря активной позиции упомянутого координационного центра, «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины», НТЦ «Психея» и отраслевых СМИ удалось добиться внесения корректив, которые смогли вдохнуть в эту макулатуру хоть какой-то смысл.

Наиболее важным является запрет на использование в бензинах присадок с содержанием фосфора, соединений свинца и железа, а также ароматических аминов (монометиланилины, моноэтиланилины и т.д.). С 1 января 2017 г. будут введены ограничения на концентрацию марганца в присадках к бензинам.

Технический регламент также содержит ключевые требования к качеству бензинов и дизельных топлив, которые разделены на три класса качества - Евро-3, Евро-4 и Евро-5. На этом, собственно, позитив заканчивается.

Центральным моментом техрегламента является график перехода на пресловутые «европейские стандарты качества». На самом деле график такого перехода существовал в Украине со второй половины 90-х годов прошлого столетия. Однако из-за постоянного срыва планов модернизации украинских НПЗ он, мягко говоря, был скорректирован. Судите сами. Изначально переход на улучшенные стандарты качества Евро-4 и Евро-5 был запланирован на 2008 г. Но тогда по просьбе владельцев НПЗ, в частности в Надворной и Дрогобыче, принадлежащих группе «Приват», этот срок перенесли на начало 2011-го. Потом пролонгировали еще дважды, и так до 1 июля 2013 г. Таким образом, уже было сформировано пятилетнее отставание от графика. А с учетом нового техрегламента отставание от первоначальных планов составит десять лет! Но и за это пришлось побороться (см. табл.).

tabl02.jpg

Существенным достижением упомянутых активистов стало приближение сроков внедрения улучшенных стандартов, чтобы синхронизировать их с графиком подобного перехода в странах Таможенного союза. «В первоначальной редакции техрегламента отказ от стандарта Евро-3 отставал от аналогичного шага в Таможенном союзе на два года, что могло обернуться для Украины превращением в сливную яму для топлива пониженного качества из всего СНГ», - говорит президент отраслевой ассоциации Леонид Косянчук. Правда, несмотря на все усилия, по неизвестным причинам полностью синхронизировать сроки не удалось.

Остается совершенно непонятным, зачем было продлевать действие стандарта Евро-3 до 2016 г., если единственный поставщик топлив такого класса - Россия - запретит у себя такое качество годом ранее?

В свою очередь, в Украине также нет производителей нефтепродуктов по этому стандарту. До сих пор принято считать, что таковым являлся государственный Шебелинский ГПЗ, однако его продукция требованиям Евро-3 не отвечает и неизвестно когда начнет соответствовать, ведь инвестиции в модернизацию предприятия фактически нулевые.

Зададимся вопросом, решил ли техрегламент по качеству нефтепродуктов поставленные перед ним задачи?

В стране перестали выдавать техусловия? Пока нет. Правда, с принятием техрегламента нельзя будет производить топливо хуже прописанных стандартов и с применением некоторых компонентов. Но ведь и раньше также было нельзя хуже, чем в ГОСТах.

Техрегламент приблизил сроки внедрения улучшенных стандартов качества? Тоже нет. Скорее, даже наоборот. Как выяснилось, 1 августа 2013 г. Кабмин только одобрил документ в целом, но еще предстоят некие корректировки. Когда же он будет опубликован, неизвестно, а ведь в силу он вступит лишь через полгода после этого.

Тем временем 1 июля 2013 г. прекратили действие так называемые старые стандарты качества (Евро-2) и автоматически начали действовать новые - Евро-4 и Евро-5. После вступления в силу ТР в следующем году произойдет возврат к Евро-3.

Придется разочаровать и тех, кто считал, что технический регламент заменит собой все ГОСТы. На самом деле ГОСТы являются неотъемлемой частью техрегламента, на них, в частности, необходимо ссылаться в декларации соответствия, оформление которой теперь станет обязательным для операторов рынка нефтепродуктов.

Кстати, ГОСТа на стандарт Евро-3 в стране нет, а в техрегламенте он предусмотрен. Поэтому его еще предстоит разработать. Делать это бесплатно государственные НИИ не хотят, так что в следующем году может случиться нормативно-правовая коллизия.

Далее. Потребитель почувствует улучшение качества бензина и ДТ на заправочных колонках? На практике доказано, что можно вводить самые передовые стандарты, но если нет надлежащего контроля, результата это иметь не будет.

В плане мероприятий по внедрению ТР говорится, что Минэнерго, Минэкономразвития и Госэкоинспекция должны разработать и внедрить систему мониторинга качества нефтепродуктов с 2014 г. Что это будет за система? Не исключено, что Минэнерго вместе с Госэкоинспекцией, подконтрольной Минэкологии, а значит, тому же министру энергетики Э.Ставицкому, попробуют реанимировать тему топливных маркеров. Во всяком случае, попытки министра в этом направлении уже были, и, что характерно, содержание маркеров каким-то чудным образом предусмотрено и в техрегламенте.

Между тем обращает на себя внимание, что в компанию «контролеров» не позвали единственный ответственный за это орган - Госпотребинспекцию. Видать, классические и оперативные методы контроля в Минэнерго не рассматриваются.

Вызывает удивление и то, почему техрегламент не охватил так называемые альтернативные топлива с содержанием более 30% неуглеводородных компонентов (как правило, спиртов). Это также моторные топлива, которые к тому же находятся в зоне особого риска относительно качества. Государственного стандарта на них нет, производятся они по техническим условиям, так что усилить контроль не помешало бы…

«Так зачем нужен такой техрегламент, если он ничего не решает и практически ничего не меняет?!» - в профессиональной среде это достаточно распространенный вопрос. «В некоторых отраслях уже происходит возврат от техрегламентов к ГОСТам. Этот инструмент более понятен и конкретен», - говорит один из специалистов в области стандартизации.

Определенный позитив и движение вперед техрегламент с собой несет. Это новый формат технического регулирования, который к тому же гармонизирован с передовыми практиками. Однако на поверку оказался очень слабо проработан, по сути, для галочки. Для рядового потребителя куда более эффективными были бы проверки качества на заправочных станциях и жесткие санкции к нарушителям.

Сергей Куюн

02.09.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua