Кабмин предлагает «оптимизацию» вместо реформ

В начале сентября первые лица правительства заявили о грядущей реформе госаппарата, а еще через пару недель было обнародовано соответствующее постановление Кабмина

Название этого документа выглядит достаточно претенциозно «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». Однако, прочитав текст документа, становиться понятно, что речь идет не о кардинальной реформе структур госуправления, а о начале очередной крупномаштабной бюрократической игры, каких за последние 10 лет в Украине было немало. Если говорить еще проще, то будет масса громких заявлений, смен табличек на админзданиях и кабинетах отдельных чиновников, но все давно наработанные схемы, в том числе и откровенно коррупционные, останутся в своем первозданном виде.

Для того, чтобы подтвердить этот тезис, достаточно рассмотреть один из пунктов планируемой «оптимизации». Мы выбрали его потому, что он наиболее наглядно демонстрирует степень бесперспективности подобных реформ и, кроме того, каждый из нас ежедневно сталкивается с проблемами безопасности на транспорте и не важно, спускаетесь ли вы в подземку или садитесь за руль авто представительского класса. И так, планируется: «создать Государственную службу Украины по безопасности на транспорте, реорганизовав путем слияния Государственной инспекции по безопасности на морском и речном транспорте, Государственной инспекции по безопасности на наземном транспорте и подчинив вновь созданной Службе Государственную специальную службу транспорта».

Для начала стоит познакомиться с тем, что представляют из себя объединяемые структуры. Начнем с наиболее известной из них - Укртрансинспекции. Эта структура была создана создана в апреле 2011 г. на базе Глававтотрансинспекции и соответственно автотранспортная составляющая стала основой ее деятельности. Причем именно в этой сфере в последующие годы произошел целый ряд громких коррупционных скандалов. Это и взятки за получение права на маршруты, искусственное создание проблем для перевозчиков, которые затем решались общеизвестным способом. Отдельным видом деятельности ведомства и, кстати, весьма прибыльным является распределение и выдача дозволов на осуществление международных автоперевозок. Другие направления работы инспекции, такие как вопросы безопасности на железнодорожном транспорте, городском электротранспорте и нарушениями связанных с эксплуатацией автодорог оказались на втором плане.

Среди наиболее известный скандалов связанных с деятельностью Укртрансинспекции можно вспомнить задержание в 2013 г. при получении взятки начальника Одесского управления Сергей Черноиваненко. В 2012 г. «погорел» на вымогательстве руководитель Укртрансинспекции в Крыму Игорь Исаев до этого нечто подобное произошло в Закарпатье, а самым громким было дело в Донецкой области, где милиция в прошлом году зафиксировала более сотни случаев получения взяток работниками и руководством инспекции. Ежемесячно в областное управление инспекции «собирало» с перевозчиков взяток на 200 тыс. грн.ь.

При этом, руководство инспекции, ежегодно бодро рапортовало о сотнях плановых проверок предприятий и десятках тысяч проверенных авто в ходе рейдов. Причем, во главу угла ставилась борьба с так называемыми «нелегельными» перевозчиками, но вот что интересно, если в 2010 г., по оценкам экспертов, в тени работало около 35% перевозчиков, то в 2013 г. их количество выросло до 50%. «Неплохой» результат работы Госинспекции.

И еще один момент напрямую связанный с задачами обеспечения безопасности на транспорте, ежегодно в ДТП в Украине погибает около 5 тыс. человек. При этом, убытки от аварий на дорогах ежегодно составляют не менее $5 млрд. Увы, бурная деятельность Укртрансинспекции, никак не способствовала сокращению этих показателей.

И, наконец, накануне, принятия Кабмином постановления «по оптимизации» было обнародовано решение нынешнего Госинспекции об отмене плановых проверок в отрасли. В целом же, сегодня очевидно, что эта структура откровенно неудачный эксперимент предыдущей «оптимизации» транспортного ведомства.

В том же 2011 г. и в рамках тех же реформ была создана Укрморречинспекция. К ней перешли функции которые ранее выполняли Госфлотинспекция и Инспекция Главного государственного регистратора флота. Это своего рода центр, в котором сосредоточены госуправление безопасностью судоходства на морском и речном транспорте Украины. То есть, от регистрации моторных лодок и выдачи судоводительских документов до контроля за соблюдением международных морских конвенций.

При этом и здесь существуют свои схемы дополнительного «зароботка». Так, совсем недавно руководство Госинспекции выступило с любопытной инициативой - внести дополнение в перечень лицензионных условий на предоставления услуг по перевозке морским и речным транспортом и тем самым создать двойную систему контроля, при которой к проверке безопасности погрузочно-разгрузочных работ в морских терминалах будут допущены не только инспектора Госгорпромнадзора, но и сотрудники Укрморречинспекции…

И наконец, третья структура, которую планируют включить в новую Гослужбу это Государственная специальная служба транспорта, которая была создана в 2004 г. В отличие от железнодорожных войск советского образца, на базе которых и была создана Госспецтрансслужба в этой структуре присутствует достаточно весомая доля гражданских функций. Так, в 8-ом Черниговском учебном центре из двух десятков специальностей, гражданские аналоги имеют две трети - это водолазы, экскаваторщики, бульдозеристы, машинисты автогрейдеров, специалисты по ремонту мостовых сооружений.

Именно поэтому подразделения службы, участвовали в возведении 572-х метрового моста через реку Десна рядом с Новгород-Северским, строительстве трамвайных линий в городах Кривой Рог и Днепропетровск, автодороги Киев - Одесса, восстановлении разрушенных паводком дорог и мостов в Закарпатье, проведении водолазных обследований мостов и другой инфраструктуры.

При этом в структуре данной Службы существуют и специальные подразделения, которые до недавнего времени были связаны лишь с работами по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Речь идет о специальных саперных подразделениях, которые участвовали в обезвреживании боеприпасов времен Второй Мировой войны вдоль железнодорожных линий, мостов и автодорог, а сегодня активно задействованы в обеспечении работы транспортной инфраструктуры на Донбассе. Собственно в сегодняшней ситуации в стране логичнее было бы видеть эту Службу в оперативном подчинении МОУ, но уж не как в создаваемой Инспекции.

И так, согласно плану Кабмина планируется объединить две инспекции, не имеющие между собой ничего общего, причем за одной из которых тянется шлейф коррупционных скандалов и по сути, силового подразделения Минифрастукруры. Очевидно, что управляемость и контролируемость этого конгломерата со стороны не только профильного министерства, но и Кабмина будет стремиться к нулю.

И наконец, массу вопросов вызывает присоединение к планируемой инспекции Госспецтрансслужбы. Впрочем, здесь существует вполне логичное объяснение, если вспомнить, что в конце 2013 года тогдашний первый замминистра инфраструктуры Константин Ефименко, вполне серьезно требовал создания при Укртрансинспекции специального батальона по типу печально известной «Кобры» и с правом (не больше и не меньше) конфискации транспортных средств на месте без всякого решения суда. Похоже, эта идея до сих пор кому-то в Мининфраструктуры не дает спокойно жить.

Никто не может оспаривать необходимость немедленных реформ и в сфере государственного управления и экономики в целом, но почему сегодня, правительство, пришедшее к власти на волне общенационального подъема, вместо реальных реформ предлагает украинскому обществу очередную порцию бюрократической «оптимизации»?

Георгий Путилов

23.09.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua